Демонтаж радиатора отопления: как разобрать чугунную и алюминиевую батарею своими руками по секциям, особенности снятия.

Причины замены батарей

Одним из главных компонентов отопительной системы являются радиаторы. Основной причиной их замены является то, что они перестают нормально греть, то есть не выполняют свое прямое назначение. Конечно, можно их не менять, а прочистить, что в большинстве случаев и происходит. Меняют же их в случае, когда нужно заменить внешний вид помещения, тем более если теплосберегающие свойства нарушены.

Разумеется, есть и очевидные причины, такие как дефекты или же механические повреждения без возможности восстановления. Зачастую, если речь идет о старых советских радиаторах, это все вышеперечисленные проблемы в одном и том же устройстве. Сейчас же используются несколько вариантов радиаторов отопления: из чугуна, стали, алюминия. Весьма востребованы радиаторы из чугуна, связанно это с большим сроком эксплуатации (около 40 лет), так как они крайне менее подвержены коррозии. Иногда они нуждаются в ремонте, промывке и косметических работах.

Для качественного выполнения такого рода работ, радиаторы разбираются, предварительно их надо демонтировать.

Рассмотрим список инструментов, без которых это сделать будет невозможно:

  • трубный ключ (тройка);
  • турбинка для резки металла;
  • ножовка;
  • зубило;
  • молоток (подойдет и кувалда);
  • металлическая щеточка.

Такие виды работ производят исключительно в летний период. Перед началом выполнения демонтажа необходимо слить воды из системы отопления, иначе вы затопите соседей снизу.

После этого ключом отдаются контргайки, установленные на подводящих трубах, отдаются футорки и конструкция демонтируется полностью, поднимаясь с кронштейнов.

В случаях, когда контргайки отдать невозможно, то необходимо отрезать ту часть труб, которые подают воду.

Некоторые особенности алюминиевых радиаторов

Главным преимуществом данного устройства является его эксплуатация. В любой момент, когда потребуется, человек может добавить количество секций, что приведет к увеличению эффективности тепловой системы. Следует отметить, что алюминиевые радиаторы могут использоваться как в закрытом варианте отопительных систем, так и в открытых. При использовании данного оборудования, температура в помещении изменяется практически моментально. Главным недостатком можно считать повышенное восприятие к коррозии. К главным особенностям радиатора следует относить:

  1. Рабочее давление в системе отопления.

Срок использования устройства.

Размеры и варианты подводки.

Внешний вид и покраску.

Особенности алюминиевых радиаторов являются главным аспектом их цены. Чем выше цена изделия, тем эффективней оно работает и имеет лучшее качество.

Применять алюминиевые батареи можно в тех системах отопления, которые имеют давление от 6-ти до 16-ти атмосфер. Чтобы улучшить продажу изделий и повысить возможность их использования на различных объектах, некоторыми производителями было предложено разработать агрегаты, которые способны выдержать давление до 25-ти атмосфер. В квартире, нормальное давление составляет 6, максимум 8-мь атмосфер. В частном дому данный показатель не превышает 6-ти и может снизиться до 4-х атмосфер.

А можно всех посмотреть

Почему мы говорим о разных способах демонтажа радиаторов?

Чем различаются способы их подключения?

  1. Используемыми фитингами. Традиционно для монтажа чугунных радиаторов советского образца использовалась связка из сгона (патрубка с длинной резьбой) и контргайки, сейчас батареи чаще подключают американками — быстроразборными фитингами с накидными гайками;

На фото — подключение алюминиевого секционного радиатора американкой.

Подключение на сгонах.

  1. Расположением подводок относительно радиатора. Подключение может быть односторонним и двухсторонним. Это важно при монтаже на сгоны: одна из проходных радиаторных пробок будет иметь левую резьбу.

Особый случай

  1. В многих домах 80-90х годов постройки в качестве отопительных приборов используются конвекторы. Конвектор представляет собой змеевик из стальной трубы того же диаметра, что и стояк, с увеличивающим теплоотдачу оребрением. Типичный способ соединения конвектора и стальной подводки — стыковый сварной шов.

Отопительный прибор соединен со стояком сварными швами.

Порядок выполнения работ по демонтажу старого отопительного оборудования

Этапы разборки алюминиевых радиаторов просты в выполнении. Их не слишком много, а потому время, потраченное на выполнение работы, сводится до минимума, когда имеется опыт в проведении данных работ. На первом этапе понадобится точно определить марку изделия. (См. также: Алюминиевые радиаторы отопления)

Стоит отметить, что некоторые производители техники имеют свои особенности, которые используют в конструкции. Они не слишком отличаются, но могут сильно изменить порядок выполнения работы и действия. Разборка алюминиевых радиаторов отопления может оказаться нелегкой без наличия документации к устройству. Также, не мешало бы определить вид радиатора.

Вторым пунктом является отсоединение радиатора от общей системы отопления. Обязательным условием является избавление от воды. Существует несколько отличий при выполнении данного процесса, так как алюминиевые биметаллические радиаторы отличаются по конструкции. На каждом из них имеется особая муфта, которая крепит шланг подачи воды к самому радиатору.

Разборка алюминиевого биметаллического радиатора

Перед демонтажем следует проверить температуру радиатора, так как вода может оказаться горячей и ошпарить монтажника. Существенно возрастает уровень проделываемых работ, когда труба металлическая и привинчена «наглухо» к радиатору. Здесь необходимо, в случае плохого откручивания, слегка ударить по соединению. Главным условием является не повредить поверхность муфты, так как можно нанести непоправимый вид резьбе, что приведет к дальнейшим осложнениям. (См. также: Какие батареи лучше для квартиры)

Возможно, осуществить демонтаж поможет алюминиевый радиатор в разрезе. Его можно найти на чертежах и эскизах. Ну а после того, как муфта будет свободно перемещаться по трубе, следует ее извлечь с резьбы. Снятый радиатор укладывается на ровную поверхность. Это может быть пол здания или же монтажный столик. Внутри радиатора может оставаться жидкость и некоторое количество грязи.

Во избежание попадания на чистую поверхность остатком из радиатора, под ним устанавливается картонная бумага или пленка. Отопительное устройство размещается лицевой стороной к монтажнику. В данном положении с одной стороны будет рассматриваться правая резьба, а с левой левая. Данное условие используется для наглядного примера выполнения действий, потому в реальной ситуации, после некоторых выполненных работ, положение может быть изменено.

Перед тем, как приступить к третьему шагу демонтажа, рассматривается название прибора. Алюминиевые радиаторы Luxon имеют особую конструкцию и выполняемую работу необходимо слегка корректировать. Объем работ не изменится, но действия или порядок их выполнения стоит поменять. (См. также: Какой радиатор отопления выбрать)

Эти особенности не слишком важны для опытного монтажника, но станут серьезной проблемой для достижения результатов начинающими специалистами. Особого внимания требует и алюминиевый радиатор Радолит. Его конструкция и детали несущественно, но немного отличаются от вышеуказанной модели.

Алюминиевый радиатор Радолит

После размещения устройства в определенном выше положении, с него изымается особый фильтр. Главной задачей монтажника является моментальная очистка его от остатков. Если не провести данный процесс очистки, существует вероятность, что грязь застынет и фильтр, который можно использовать для установки нового оборудования необходимо будет выкинуть и установить новый, а это лишняя трата денег и времени. По окончанию чистки, берется торцовый ключ (накидной) и плавными неспешными действиями откручиваются элементы, соединяющие секции системы отопления.

В большинстве случаев, процесс откручивания осуществляется против хода часовой стрелки. Ключ же подбирается такого размера, который удовлетворит требования. Ключ для разборки алюминиевых радиаторов выбирается самостоятельно. Он может находиться и в комплекте с самим изделием. Если его нет в упаковке, лучшим вариантом станет его приобретение за дополнительную плату. (См. также: Как выбрать алюминиевые радиаторы отопления)

Возможно, для совершения процесса откручивания, будет лучшим вариантом использовать ключ со специальной трещоткой. По осуществлению данного этапа, ключ сменяется радиаторным. Его конструкция настолько проста, что при его отсутствии он создается собственноручно, используя аппарат для сварки металлических изделий. С его помощью совершаем демонтаж ниппелей. Ключ для разборки алюминиевых батарей помещается на максимальную глубину ниппеля.

Обороты должны выполняться соответствующим способом, который позволит оставить резьбу нетронутой и целой. Под ниппелями имеется два вида прокладок. Силиконовые необходимо выбросить, а вторую прокладку очистить от остатков сора, пыли или грязи. В тот момент, когда будет осуществляться сборка устройства, силиконовые прокладки заменяются новыми.

Ключ для разборки алюминиевых батарей

Особое внимание следует уделить тому, что небольшое количество современных алюминиевых радиаторов не предназначены для разборки. Вероятность их разбора велика. Усилия, которые прикладываются в данный момент, максимальны. Главное то, что подобные изделия после разборки уже невозможно вернуть в прежний вид. Здесь следует проявить внимательность, а, возможно, и проконсультироваться со специалистом в данном вопросе.

На данном этапе, разборка системы отопления заканчивается. Все части его промываются, наносится на соединения герметик и смазка, ставятся новые прокладки, и собирается механизм по аналогии с процессом демонтажа. Только, операции выполняются с последнего пункта и постепенно продвигаются к вершине списка. Для качественного исполнения работ, нужно иметь сертификат соответствия на алюминиевые радиаторы.

Самостоятельная разборка алюминиевого радиатора

Как разобрать алюминиевый радиатор отопления своими руками?

Во многих домах установлены алюминиевые радиаторы отопления, которые стали одной из первых альтернатив устройству из чугуна. Как разобрать и собрать алюминиевый радиатор отопления своими руками, если необходим ремонт, – актуальный вопрос для домовладельцев.

Особенности алюминиевых радиаторов

Для того чтобы грамотно собрать и разобрать систему, состоящую из алюминиевых радиаторов, следует в первую очередь знать сильные и слабые стороны, которые характерны для данного вида. Среди плюсов такого типа батарей можно выделить следующее:

  1. Высокая теплопроводность алюминия компенсирует нестабильность напора теплоносителя.
  2. Легкость материала облегчает транспортировку и монтаж. Ремонт радиаторов отопления из алюминия можно сделать своими руками.
  3. Стоимость батарей в разы меньше биметаллических и медных аналогов.
  4. Достаточно большой диаметр проходных отверстий.
  5. Батареи быстро нагреваются и так же быстро остывают. Это дает возможность установить в короткие сроки оптимальную температуру в помещении при изменении погоды на улице.

Несмотря на большое количество преимуществ, они имеют свои минусы:

  1. Алюминиевые радиаторы нельзя назвать универсальными, поскольку они стыкуются не со всеми системами отопления и для их установки требуются специальные переходники.
  2. Склонность к завоздушиванию. В радиаторах такого типа высока вероятность появления протечки, поскольку они не переносят резких перепадов давления.

Именно недостатки алюминиевых батарей требуют навыков их разборки. Следует отметить, что подобные проблемы актуальны и для биметаллических радиаторов отопления.

Разбирать алюминиевые радиаторы требуется при обновлении системы, установке дополнительных секций или при необходимости устранить протечку или поменять уплотнительные кольца. Отремонтировать батареи самостоятельно несложно при соблюдении определенной последовательности.

Для справки! Из инструментов для проведения работ потребуются гаечный ключ, отвертка.

Далее следует:

  1. Аккуратно сбросить давление, остановить движение теплоносителя. Подождать, когда система отопления полностью остынет.
  2. Открутить муфту в месте соединения радиатора с входной трубой. Она смещается вдоль трубы, что дает возможность беспрепятственно снять радиатор и положить его на пол, предварительно застеленный пленкой. Воду, оставшуюся внутри батареи, необходимо слить.
  3. Из радиатора следует достать фильтр и тщательно промыть проточной водой, очистив его от налета, примесей и грязи.

Разобрать радиатор отопления на секции можно после его демонтажа. Между собой они соединены ниппельными гайками, которые имеют наружную резьбу и монтажные пазухи. Для проведения с ними разных манипуляций необходим специальный ключ в виде лопатки с несколькими засечками. Поместить ниппельный ключ в монтажные пазы гайки и сделать несколько оборотов. Такую манипуляцию следует произвести со всеми ниппелями, пока секции не рассоединятся.

Такой метод позволяет не допустить перекосов, которые свойственны алюминиевым радиаторам. Если процесс откручивания затруднен, то на конце ключа обычно есть специальное отверстие, куда можно вставить стержень для усиления.

Разобранные батареи следует тщательно очистить внутри и при необходимости заменить все прокладки и уплотнители.

В том случае, если разбирается радиатор из-за наличия течи, то следует приготовить специальный раствор. Необходимо взять эпоксидную смолу с бронзовым порошком. Далее взять трос, который обычно используется для прочистки канализации, обработать им всю внутреннюю поверхность батареи и оставить высыхать на полчаса.

Важно! При работе с эпоксидной смолой все манипуляции необходимо делать быстро, поскольку это вещество практически моментально застывает.

Ремонт и диагностика биметаллических радиаторов проводится аналогично.

Сборка батарей

После проведения диагностики и устранения неполадок батареи необходимо собрать. Процесс сборки будет следующим:

  1. Уложить все элементы радиатора на ровную поверхность и тщательно осмотреть. Резьбовые соединения не должны иметь трещины и сколы.
  2. Все соединения очистить от загрязнений, а торцы отшлифовать, сняв даже слой заводской краски. Можно прибегнуть к помощи наждачки с мелкими зернами во избежание повреждения поверхности и оставления на ней царапин.
  3. Все прокладки промыть в мыльной воде, а если в качестве теплоносителя используется антифриз, то их дополнительно обработать обезжиривающим составом.
  4. На ниппельные гайки надеть уплотнители и с обеих сторон приставить секции. При помощи специального ключа плавно сделать несколько оборотов по часовой стрелке. Работы по соединению выполняются, начиная с верхних отверстий, потом закрепляются нижние. Закрутить гайки до упора, но делать это предельно аккуратно, поскольку алюминиевую резьбу легко можно повредить.
  5. На неиспользуемое отверстие надеть заглушку, а на другом торце установить кран для выпуска воздуха.

Далее батареи соединяются с отопительной системой, при этом надо проследить, чтобы муфта максимально плотно соединяла трубу подачи теплоносителя. После того как система смонтирована, можно запускать жидкость и проверить наличие протечек.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
  2. Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
  3. Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
  4. Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
  5. Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.

Ниппель-гайка

Ниппель-гайка

Обычно производители делают отметки на лицевой стороне заглушек и футорок, которые обозначают направления резьбы. Отметка «D» обозначает правостороннюю резьбу, «S» – левостороннюю. Для точного определения направления движения, рекомендуется взять свободную ниппель-гайку и попробовать наживить ее на резьбу в радиаторе. Определившись, в какую сторону она закручивается, станет понятно, куда вращать ключ, чтобы разъединить секции.

Важно! Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления.

Установка ниппель-гайки

Установка ниппель-гайки

Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.

Ремонт биметаллических радиаторов

Ремонт биметаллических радиаторов

Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.

Прокладка между секциями радиатора

Прокладка между секциями радиатора

После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.

Разбор на сегменты

Чтобы правильно разобрать алюминиевый радиатор, вам понадобится специальный инструмент — ниппельный ключ, который делается именно для этой работы. В магазинах его, как правило, нет, поскольку он представляет собой продукт ума и труда работников сантехнической сферы. Добыть его можно двумя способами.

Первый — попытать счастья на местном рынке (если таковой имеется), где продаются различные подержанные инструменты и прочие полезные в хозяйстве вещи. Вполне вероятно, что там вы найдете искомое, причем по приемлемой стоимости. Второй вариант — обратиться в любую мастерскую, занимающуюся сантехническими работами, и попросить у них ниппельный ключ в аренду.

Когда ваши поиски успешно завершатся, можно заняться непосредственно разборкой оборудования. Для этой процедуры существует определенный порядок.

  1. Первое, что нужно сделать — перекрыть воду в стояке, к которому подключен радиатор, и слить из системы теплоноситель. Если вы являетесь владельцем частного дома, то можете сделать это своими руками. Если же вы имеете дело с централизованной системой отопления, то такие вопросы могут решаться только через организацию, управляющую зданием. Для этого необходимо написать заявление и затем дождаться прихода специалиста. К слову, в случае проживания во многоквартирном доме вы можете производить подобные работы только в тот период, когда отопительный сезон уже закончен. В противном случае вы просто не сможете получить разрешение, поскольку остановка системы централизованного отопления принесет холод не только в вашу, но и в соседские квартиры.
  2. После того как вы разобрались с отключением воды в системе, поставьте под места соединения радиатора и магистрали емкости для сбора остатков теплоносителя, который будет вытекать в процессе отделения оборудования.
  3. Открутите фитинги, соединяющие батарею с магистралью. Заодно проверьте их состояние. Если вы заметите какие-либо недочеты — трещины или «сглаженную» резьбу — то лучше заменить эти элементы на новые. Только учтите, что с алюминиевыми радиаторами сочетаются далеко не все металлы. Например, фитинги из латуни или меди использовать категорически нельзя, так как из-за этого может возникнуть электрохимическая реакция, которая повлечет за собой начало коррозийных процессов.
  4. После отсоединения снимите радиатор с удерживающих его кронштейнов.
  5. Теперь пришло время использовать тот самый инструмент, над добычей которого вы в свое время изрядно потрудились. Ниппельный ключ нужно ввести в батарею ровно до того места, которое собираетесь демонтировать. Затем необходимо попасть концом инструмента в предназначенное для этого отверстие на соединительном элементе. После того как вам это удалось, поверните гайку в нужном направлении на пол-оборота. Вообще, для этого этапа желательно пригласить помощника, который будет фиксировать радиатор на одном месте, пока вы возитесь с соединениями. Итак, провернули гайку на пол-оборота, переходите к той, которая расположена на противоположной стороне, и там повторите ту же операцию. Таким образом, понемногу откручивая каждый элемент поочередно, вы сможете полностью отделить одну секцию от другой. Будьте внимательны и терпеливы — каждую гайку нужно поворачивать именно понемногу, примерно на 5–7 мм. В противном случае секцию может сильно перекосить, результатом чего станет повреждение элементов радиатора, и возникнет необходимость их замены.
  6. После откручивания нужных гаек снимите сегмент, а затем проведите проверку всех прилагающихся к нему прокладок. Качество и состояние резиновых уплотнителей играет важную роль. Деформированные прокладки могут вызвать появление протечки. Поэтому в случае малейших сомнений в их пригодности лучше заменить эти элементы на новые. Причем желательно приобрести прокладки из паронита, поскольку этот материал лучше всего себя зарекомендовал. Если нет такой возможности, то попробуйте найти хотя бы силиконовые уплотнители. Резиновые же ставить не рекомендуется, так как они быстро выходят из строя.

Плюсы и минусы обогревателей из алюминия

Алюминиевые радиаторы стали частыми «гостями» частных домов и квартир в домах с централизованным отоплением.

Это стало возможным благодаря тем качествам, которые завоевали сердца потребителей во всем мире:

  1. Алюминий является одним из лучших проводников тепла. отдавая его в окружающее пространство двумя способами: излучением и тепловой конвекцией. Эта возможность особенно востребована в отопительных системах с нестабильным напором носителя.
  2. Сборка секций алюминиевых радиаторов возможна без привлечения дополнительных сил. Так как их небольшой вес позволяет все сделать своими руками. Их легко как перевозить, так и устанавливать.
  3. Эти батареи способны выдерживать давление от 16 до 25 атмосфер. что делает их желанными на местах, которые занимали чугунные «гармошки». Существуют 2 вида алюминиевых радиаторов. Один из них подходит для автономных отопительных систем, где нагрузка редко превышает 10 атмосфер. Второй – для батарей, подключенных к централизованному обогреву, где случаются перепады до 15 атмосфер.
  4. Алюминиевые радиаторы стоят намного ниже стальных или биметаллических аналогов. Это один из самых важных факторов, который привлекает потребителей.
  5. Они легко регулируются. что позволяет создавать необходимый микроклимат в помещении и экономить при этом средства на обогреве.
  6. Они обладают привлекательным дизайном. который легко вписывается в любой интерьер.

Эти качества сделали батареи из алюминия востребованными во всем мире, несмотря на то, что у них есть незначительные недостатки:

  1. Алюминий неустойчив к образованию коррозии, но современные радиаторы обрабатываются специальными средствами, которые предотвращают ее появление. Но даже после обработки подобные обогреватели лучше держать заполненными теплоносителем, что трудно сделать в централизованной системе отопления, где сброс воды производится после каждого окончания сезона. Именно поэтому алюминиевые батареи больше востребованы в автономных системах, где подобных сбросов нет.
  2. Батареи этого вида склонны к завоздушиванию. поэтому в начале отопительного сезона из них нужно стравливать лишний воздух.
  3. Резьбовое соединение в алюминиевых моделях слабое и при сильном гидравлическом ударе на местах стыка может появиться течь. Устранить этот дефект можно, только зная, как собрать алюминиевый радиатор отопления с применением дополнительных прокладок.

Этот вид радиаторов выпускается в двух видах: цельный и секционный. Второй наиболее распространен в частных домах и квартирах.

Разборка радиаторов

До начала работ нужно иметь при себе следующие инструменты:

  • ключ для разборки;
  • разводной ключ;
  • маркер для разметки;
  • пустотелая труба для рычага (длиной 0,5–1 м).

Перед началом работ лучше подготовить плоскость, куда будет укладываться разобранный радиатор. Для разборки его необходимо уложить на поверхность горизонтально. После этого определяется тип резьбы (право, лево) и заглушки отдаются. Срезать в квартире биметаллический радиатор несложно, если применять предложенный алгоритм работы.

Как разобрать?

Перед началом разборки радиатора измеряется длинна ключа до требуемого ниппеля. С этой целью укладываем поверх радиатора, прямо на него, ключ и соединяем непосредственно рабочую часть с той частью радиатора, где нужно отдать стягивающую втулку. После этого на стойке самого ключа отмечаем необходимую точку (кругом), используя белый маркер. После этого вставляем в саму конструкцию до этой отметки.

До вращения ключа, нужно определить непосредственно резьбу. Она бывает как правой, так и левой. Это важно по той причине, что если вращать в обратном направлении, то секции радиатора будут стягиваться и, возможно, их заклинит. А вот в обратную сторону, наоборот – секции раздвигаются. Определить направление резьбы, без повреждения конструкции, можно, если повернуть свободную футорку в том или ином направлении.

Правая резьба стандартна: отдается против, а закручивается по часовой стрелке. С левой же резьбой все в точности наоборот.

Когда определились с направлением резьбы, следующим этапом идет непосредственно разбор радиатора, первым шагом будет отворот секции. Прежде всего нужно сделать примерно половину оборота, для срыва резьбы, но не в одном месте совершать нужно такое действие, а на двух параллельных ниппелях сразу. Следующим шагом будет разборка всей батареи, с шагом секции до 5 мм. Раскрутка всех ниппелей производится параллельно.

В случаях, когда нужно развести секции шире, чем указано в ТТХ, то делать это крайне нежелательно, ведь такое действие может заклинить саму резьбу, а также к ее перекосу. Для более широкого рычага обычно используют трубу, одевая её сверху на ключ. Современные радиаторы разбираются абсолютно таким же способом, но направление резьбы угадывать не нужно – есть специальная маркировка с указывающим символом. D является правой резьбой, а вот S – левой.

Разборка старых моделей

При выполнении разборки батарей из чугуна старого типа, нужно помнить, что резьба там, зачастую попросту прикипает (от времени). Иными словами, она сидит практически намертво и просто её открутить – это крайне затруднительно. В этом случае в ход идет работа автогеном, прогревая необходимый участок. Прогрев делается по кругу в районе ниппеля, все стыки должны быть прогреты последовательно.

Когда прогреты стыки, но еще не остыли, внутрь вводится специальный ключ для радиаторов и проворачивается где-то на пол-оборота, после нужно оперативно переставить его в параллельный ниппель. Так выкручиваются старых и закипевших батарей неподдающиеся пробки и футорки.

Когда ниппель затруднительно вывернуть, ввиду того что разъемы под ключ начисто заржавели, то в этой ситуации секции на стыках разрезаются турбинкой (при отсутствии – ножовкой). После этого секции ниппеля выворачиваются при использовании автогена или горелки.

После завершения такой работы, резьба чистится специальной щеткой от ржавчины.

В случаях, когда предыдущие способы неприменимы к раскрутке радиатора, то остается только старый и проверенный способ – использование кувалды в целях дробления частей секций. Радиатор укладывают горизонтально, и посередине секций бьют кувалдой момента отхода сквозной части секции. После этого радиатор нужно перевернуть на другой бок и сделать те же действия с другой частью секции.

Далее радиатор монтируют вертикально и бьют по остальным частям, а потом разбирают. Но следует помнить, что при выполнении таких работ конструкция вполне себе теряет герметичность на других стыках. Демонтаж и разборка старых батарей весьма трудный процесс, потому нужно знать, как грамотно это делать.

Способы снятия

Перед началом выполнения работ по замене батарей или их ремонту, подготовить желательно как инструмент, так и запчасти. Если нужно заменить старую батарею на более современную, то в течение производства предварительных работ монтируются специальные кронштейны для новых креплений батареи современного типа. При выполнении таких работ подача воды отключается полностью и система герметизируется, сливая всю воду заранее. Разборка радиатора, даже своими руками, не вызывает трудностей, однако, кто-то с ними сталкивается. Первым шагом будет прогрев на батарее пробки вышеупомянутыми способами. Далее, когда они имеют нужную температуру, их откручивают.

Турбинкой батарею режут аккуратно между секций. После, секции отсоединяют. В старых батареях находится ниппель, требующий нежного отношения, потому его надо аккуратно, используя зубило, наглухо выбить из конструкции. Но это нужно только для тех видов работ, где эти радиаторы сохранятся и будут работать, то есть с целью прочистки или частичной замены. Если же вы меняете всю систему, выполнять этого не нужно, хватит простого распила конструкции с дальнейшим его сортирование в мусорный бак.

Ниппель извлекается таким образом, что при его откручивании резьба не получила повреждений. После этого она должна быть очищена от следов коррозии. Следующим шагом осуществляют группирование и сбор некоторых секций.

Для лучшей герметичности, не стоит забывать о прокладках, которые ставятся между секций. Также стыки должны быть обработаны герметиком или силиконом.

Как разобрать чугунные батареи своими руками

Чаще всего дома и квартиры старой планировки оснащаются чугунными батареями МС-140. Для сборки их секций также используются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно провести разборку старой батареи, т.к. по ходу ее длительной эксплуатации промежутки между секциями закипели от ржавчины. Как правило, в таких случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем. Также важно держать в памяти значительную массу чугуна. К примеру, вес одной батареи на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет затруднительно.

как разобрать биметаллический радиатор отопления

Для реализации процедуры потребуются следующие инструменты:

  • Ниппельный радиаторный ключ.
  • Сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек.
  • Небольшая кувалда и зубило.
  • Паяльная лампа (ее можно заменить строительным феном).
  • Стальная щетка.
  • Деревянные бруски для установки батареи на пол.

В роли радиаторного ключа используется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Что делать если чугунная батарея не разбирается?

Бывают такие случаи, что система отопления старая и все очень запущено. Один из способов разъединить секции – прогреть их. Для этого прогревайте место стыка паяльной лампой, пока сплав не приобретет малиновый оттенок и пытайтесь сорвать гайку. Если получилось это сделать – не откручивайте ее, а повторите процедуру с другой стороны секций.

Если невозможно разобрать чугунный радиатор обычным путем, придется воспользоваться болгаркой.

Важно!Не пробуйте разбивать место стыка секций зубилом, молотком или кувалдой. Так вы рискуете безнадежно повредить обе секции.

Разрезайте секции так, чтобы круг болгарки проходил точно в месте их соединения. Так вы минимально их повредите и в дальнейшем это не повлияет на качество эксплуатации батареи.

Части соединительной гайки, которые остались после разрезания, можно выбить длинным зубилом и молотком. Но делать это нужно аккуратно. Процесс таков:

Поставьте секцию так, чтобы разрезанная была направлена вниз и никуда не упиралась – ей нужен свободный ход.

С внутренней стороны секции приставьте к ней зубило и простукивайте по кругу, чтобы она выходила равномерно. Сначала не прилагайте особых усилий, простукивайте с каждым разом все сильнее.

Когда гайка начнет выходить – не увеличивайте силы удара. Постепенно выбивайте ее, пока она не выйдет полностью.

Если гайку не получается выбить и она засела намертво – тут уж ничего не поделать. Придется высверливать ее и нарезать новую резьбу, либо пытаться вычистить старую.

Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов

Некоторые модели радиаторов отопления, в особенности алюминиевые, могут иметь сложную внутреннюю конструкцию. После слива воды в них может остаться некоторый объем. Не брезгуйте тряпками и держите их наготове.

При обустройстве отопления частного дома нередко используют теплоноситель. Со временем он разлагается и выделяет токсичные продукты

Поэтому при работе соблюдайте меры предосторожности. Надевайте перчатки, очки, респиратор

Не пренебрегайте мерами безопасности, всегда держите наготове тряпки, ветошь и все, что может впитать жидкость. Лучше один раз перестраховаться, чем платить соседям за новый ремонт.

При боковой системе подключения все работы выполняйте максимально синхронно. Особенно это касается алюминиевых радиаторов отопления – они больше подвержены деформации. Откручивая муфту с одной стороны на один-два поворота, переходите на другую сторону.

При нижнем и седельном подключении трубы проходят через напольное покрытие. Чтобы дать им дополнительный ход можно снять пару паркетных досок, ламинат. Это убережет и трубы, и покрытие.

Никогда, повторяю, никогда, не рвите силой и рывками резьбу! Вы можете промахнуться с направлением, большим усилием можно обломать кромку. После этого нормально зафиксировать заглушки не получится. А если и выйдет – то ненадолго. Равномерное усилие – лучший вариант. Если не хватает сил – используйте рычаг.

Демонтаж алюминиевых вариантов

Алюминиевые батареи являются монолитными, встречаются некоторые вариации с секциями, но обычно это просто два соединенных вместе радиатора. Их демонтаж включает в себя просто слив воды из системы и откручивание от трубы. Зачастую хватит перекрытия трубы, которая идет к самому радиатору и трубы, которая идет от него. У каждой алюминиевой батареи есть специальный клапан, через который можно сливать воду. От трубы откручивается радиатор обычным газовым ключом.

Как разъединить чугунные секции

Так соединяются секции.

Теперь о том, как разобрать чугунный радиатор отопления. Самые распространенные из них в старых домах и квартирах МС-140. Их секции также собираются при помощи ниппельных гаек и уплотнителей-прокладок.

Если батарея отопления старая, разобрать ее будет достаточно сложно:

  • с течением времени сопряжение меж секциями «закипает» из-за ржавчины;
  • пазы для ключа под воздействием воды разъедаются.

Конструкция ниппельного ключа.

Приготовьте такие инструменты:

  • ключ радиаторный (ниппельный);
  • аналоги сантехнические (№3 и 2) для скручивания футорок (пробок боковых) и заглушек;
  • маленькая кувалда и зубило;
  • паяльная лампа либо строительный фен и металлическая щетка.
  • несколько брусков, чтобы приподнять батарею над полом.

Радиаторный ключ, цена которого не очень велика, это круглый стержень сечением 1.8-2 см. С одного конца металл сплющен. Ширина этой лопатки составляет 2.8×4 см, толщина 0.6 см.

С противоположного конца к пруту приварено кольцо. В него вдевается рычаг для облегчения работы.

Длина инструмента составляет полдлины самой большой батареи (12 секций), к данной величине добавляется около 30 см.

Нередко приходится греть стыки секций, чтобы их скрутить.

  1. Работать с прикипевшими межсекционными стыками трудно. Иногда они так прочно «срастаются», что даже большие физические усилия их не разъединяют. В таком случае инструкция рекомендует перед разборкой стыка нагреть его паяльной лампой или феном.
  2. Прогрейте чугун до малинового свечения, далее пробуйте разбирать стык.
  3. Открутите предварительно заглушки.
  4. Положите ключ поверх батареи, совместив его головку с участком скручивания ниппель-гайки. По секционному торцу начертите мелом круговую метку на стержне инструмента.
  5. Зафиксируйте лопатку в нижнем внутреннем пазу. Чуть поворачивая инструмент вдоль оси влево-вправо, дотяните его до отметки.

Когда резьба поддастся вашим усилиям, не развинчивайте ее сразу. Скрутите ниппель на один полный оборот, далее повторите операцию с верхней гайкой. Таким образом, действуйте до тех пор, пока не открутите секцию

Такая осторожность нужна из-за того, что чугун вследствие перекоса может лопнуть

Инструменты

Для правильной разборки биметаллической батареи потребуется ниппельный ключ. Его невозможно приобрести в магазинах, получить можно следующими способами:

  1. На местном рынке, где продают подержанные инструменты, другие полезные сантехнические принадлежности по доступной цене.
  2. Обратиться в мастерскую, попросить инструмент в аренду.

Ниппельный ключ – прут из железа с головкой в форме лопатки с одной стороны, отверстием с другой.


Ниппельный ключ

Важно подготовить инструменты, затем правильно снять батарею. В соответствии с ее разновидностью, состоянием требуются:

  • разводной ключ, набор ключей разных размеров;
  • болгарка, автоген;
  • молоток;
  • фен строительный;
  • зубило.

Когда инструменты готовы, можно приступать к подготовке места работы. Делают это на полу, прочном столе, учитывая, что из радиатора будет течь грязная вода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector