- Чем лучше топить или выбор энергоносителя
- Сжигание твердого топлива
- Использование отработки и солярки
- Обогрев электричеством
- Газовое отопление
- Преимущества и недостатки отапливаемых гаражей
- Автономные системы отопления
- Газ
- Электричество
- Дрова и уголь
- Отработка
- Выбор способа отопления в зависимости от топлива
- Твердое топливо
- Водяная система
- Печь на отработке
- Газовые котлы
- Какой вид обогрева выгоднее всего?
- Актуальные требования для гаражных помещений
- Подключение газовой плиты в гараже
- Размещение обогревательных котлов
- Котлы для твердого и дизельного топлива
- Как организовать воздушный обогрев
- Установка печи на дровах и отработке
- Размещение электронагревателей
- Обзор популярных моделей печей для гаража
- Использование общего отопления
- Особенности водяного отопления в гараже. Плюсы и минусы отопления гаража водой
- Установка дровяного котла в гараже: основные требования и стандарты
- Водяная отопительная система
Чем лучше топить или выбор энергоносителя
В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:
- различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
- солярка, отработанное масло;
- электроэнергия;
- сжиженный газ в баллонах.
Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.
Сжигание твердого топлива
Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.
Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.
После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления
Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:
- покупка либо изготовление печи (в идеале – котла);
- монтаж дымохода;
- хранение запаса дров, угля или отходов;
- трудозатраты на заготовку, топку и прочистку от сажи.
Складировать в гараже дрова — не слишком удобное решение
Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5—1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4—6 часов и более.
Использование отработки и солярки
Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны в отдельном материале.
Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:
- Для сжигания жидкого топлива применяются самодельные буржуйки на отработке различных типов. Самая безопасная – печь – капельница, которую можно заказать мастерам либо сделать своими руками.
- Необходимо устройство дымохода.
Котел на отработке капельного типа с принудительной подачей воздуха - Емкости с маслом занимают меньше места, нежели дрова. Обычно их размещают в подвале.
- Отработку нужно отстаивать и процеживать.
- Неизбежные спутники жидкотопливного обогрева – запах и грязь, хотя для гаража это некритично.
- Самодельные печи на отработанном масле считаются пожароопасными.
Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.
Плюсы применения отработки – высоя теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.
При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.
Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей
Обогрев электричеством
Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.
Перечислим все плюсы электрообогрева:
- Электричеством отапливаться удобно и безопасно. Пыль, грязь и запахи отсутствуют, не нужно таскать дрова и бочки с горючим.
- В продаже есть широкий выбор разнообразных электрических обогревателей воздушного типа: конвекторы, масляные радиаторы, инфракрасные панели и тепловые пушки.
- Можно сделать систему водяного отопления с электрокотлом (если позволяет лимит мощности).
- Обогрев гаража начинается сразу после включения отопителя, комфортная для работы температура достигается буквально за полчаса (опять же, когда хватает мощности).
Недорогой портативный тепловентилятор способен нагреть только часть помещения, где ведутся работы
Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.
Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.
Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1—2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.
Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора
Газовое отопление
Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.
Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:
- нужно где-то разместить пропановый баллон, чтобы не мешал работать;
- вам придется периодически возить резервуар на заправку;
В процессе работы резервуар обмерзает, отчего подача газа ухудшается - для сжигания пропана необходимо оборудование заводского изготовления, самостоятельно делать газовые горелки категорически не рекомендуется;
- потребуется дымоотводная труба на улицу.
Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.
Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано на этой странице.
Преимущества и недостатки отапливаемых гаражей
Понятно, что преимуществ у отапливаемого гаража достаточно, но всё же попробуем их обобщить. Из основных:
- автомобиль находится в тепле, моторное масло не густеет, что облегчает пуск двигателя. Это способствует меньшему износу узлов, агрегатов и продлевает срок службы авто;
- замки на дверях авто не замёрзнут после мойки;
- в тёплом помещении комфортнее заниматься ремонтом автомашины или производить столярные и другие работы.
В тёплом гараже может быть достаточно уютно
Но, несмотря на достоинства, тепло в помещении при минусовой температуре на улице может обернуться и недостатками, такими как:
- повышенные траты на топливо или электричество;
- монтаж даже простейшей системы, как и обслуживание, потребует некоторого времени;
- любая печь, котёл или газовый баллон в замкнутом пространстве гаража – источник повышенной опасности.
Конечно, для автовладельца эти минусы не покажутся существенными. Ведь состояние своей машины важнее потраченных средств и времени, но пренебрегать этим нельзя.
Вот к чему может привести неправильно выполненное отопление
Очень важно! Периодические и своевременные ревизии помогут избежать опасных травм, ожогов и даже летального исхода в случае аварийной ситуации. Будьте внимательны при монтаже и эксплуатации. До мелочей продумайте схему перед тем, как сделать отопление в гараже своими руками.
Автономные системы отопления
Остановимся подробнее на преимуществах и недостатках разных способов автономного отопления гаража, в которых есть свои особенности и нюансы способные доставить немало проблем если их не учесть на стадии проектирования.
Газ
Главное достоинство газовой системы отопления – экономическая выгода. С точки зрения стоимости газ – наиболее дешевое топливо, выигрывающее и у электричества, и у дизельного топлива. Кроме того, у газового генератора достаточно высокий КПД — 90%.
Однако необходимо помнить, что газ – опасное взрывчатое вещество. Монтировать систему газового отопления в гараже своими руками ни в коем случае нельзя. Необходимо пригласить квалифицированного специалиста, который сможет самостоятельно установить и запустить систему, гарантируя её полную безопасность при дальнейшей эксплуатации.
Схема газового отопления в гараже
Помимо того, запрещены сомнительные самодельные детали – использовать следует только качественное оборудование промышленного производства. Не нужно бояться лишний раз перестраховаться — ведь речь идет не только о сохранности вашего имущества, но и о вашей жизни.
Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, организовать газовую систему в гараже будет невозможно, если поблизости нет магистрального газоснабжения.
Электричество
Электричество – наиболее доступный источник энергии для превращения в тепло. Способы его применения для обогрева гаража разнообразны – это и отопительные приборы, и тепловая пушка, и электрический котел. При желании вы можете собрать собственную конструкцию своими руками или купить готовую.
Доступность электричества и большой выбор приборов работающих на нём – главные плюсы этого варианта, именно поэтому данный вид обогрева столь популярен.
Схема электрического отопления
Однако есть и недостатки.
- Расходы на электричество будут выше, чем например на газ или уголь;
- Дешевые электрические приборы не слишком надежны и часто выходят из строя.
- Электропроводка должна быть выполнена из толстого кабеля.
Дрова и уголь
Если независимость от централизованных источников подачи газа и электричества для вас критична (например, наблюдаются перебои с тем или другим), на помощь могут прийти старые проверенные средства – твердое топливо, такое как дрова или уголь.
Этот вариант весьма экономичен – незамысловатую печку вполне можно собрать и своими руками. Но в эксплуатации такая печка требует особого внимания и ухода, ее нужно регулярно чистить, следить за ее работой и помнить, что в гараже не должно находиться взрывоопасных веществ. К тому же гараж должен быть снабжен хорошей системой вентиляции.
Отработка
Отработанное машинное масло может послужить вам топливом для обогрева вашего гаража – его необходимо лишь очистить и переработать специальной теплоустановкой. Этот вариант подойдет, если у вас есть желание собрать такой аппарат своими руками – он несложен и позволяет экономически эффективно использовать отработанное сырье.
Важно! Из-за того, что отработанное масло неоднородно, можно ожидать, что такой аппарат будет скоро изнашиваться и довольно часто ломаться.
Суммируя перечисленное, можно подвести итог: выбор системы автономного отопления – это выбор баланса между стоимостью топлива, стоимостью оборудования и сложностью эксплуатации. Электрическое отопление для гаража обходится довольно дорого, но организовать его, пожалуй, легче всего, газ дешев, но установка оборудования потребует значительных материальных трат.
Однако и самодельные нагревательные приборы, использующие твердое топливо (дерево, уголь) сбрасывать со счетов никак нельзя – иногда, в отсутствие другие источников энергии они могут быть единственным выходом.
Выбор способа отопления в зависимости от топлива
Делая отопление в гараже своими руками, видео разработки системы представлено ниже, необходимо первоначально определиться с типом топлива.
Оригинальные способы отопления гаража – видео
В частности, для этих целей подойдет:
- твердое (дрова, щепа, опилки, пеллеты, уголь и т.д.);
- жидкое (мазут и дизель);
- газ (идеальный вариант);
- электричество (дорогой вариант).
Каждый из видов топлива имеет свои особенности и для него нужно соответствующее оборудование. Ниже рассмотрим подробнее, как же создать ту или иную систему обогрева.
Твердое топливо
Если вы хотите создать отопление гаража своими руками дешево и быстро, то в таком случае достаточно просто установить в помещении небольшую печь типа буржуйки, вывести дымоход и периодически протапливать:
Устанавливать печь необходимо как можно дальше от любых горючих материалов и деревянных перекрытий. В идеале, лучше всего для этого подойдет полностью свободный от каких-либо вещей и предметов угол.
К тому же, буржуйку вовсе необязательно покупать. Сделать печь для отопления гаража своими руками не сложно. Вам понадобится лист металла или старая, ненужная металлическая бочка. Толщина металла должна быть не менее пяти миллиметров. Из листового материала получится кубическая печь, а из бочки, соответственно, закругленная.
Выход для дымохода лучше всего создавать на верхней части печки, а размер трубы должен составлять не менее 12 сантиметров в диаметре. В самом низу толщина металла трубы должны быть не менее трех миллиметров, иначе под воздействием высокой температуры металл быстро прогорит.
В нижней части, под топкой, располагается место для сброса золы — установите там металлическую решетку. Размер отверстия между прорезями зависит от вида топлива, которое планируется использовать:
- если это уголь или небольшие щепки, то достаточно и 1-го сантиметра;
- если это крупные поленья – то не меньше 4-х сантиметров.
Чтобы упростить очистку от золы, под решеткой поставьте ящик, который будет выниматься. Естественно, его также следует делать из прочной стали.
Совет! Чтобы повысить коэффициент полезного действия вашей буржуйки, на боковые панели приварите пластины из металла, толщина которого не меньше 0,5 сантиметра. Это поможет существенно увеличить нагревающуюся площадь плиты.
Более подробно узнать о том, как сделать буржуйку для гаража всего за 1 день вы сможете в статье «Буржуйка своими руками чертежи самая эффективная
Водяная система
Буржуйка – это просто, выгодно. Но есть недостаток – после того, как дрова или уголь перегорят, температура начнет быстро падать.
На фото изображена схема отопления гаража
Улучшить КПД такой плиты можно посредством создания водяной системы обогрева. Схема водяного отопления гаража, сделанного своими руками, предполагает:
- установку отопительных узлов по всему помещению;
- разводку труб;
- монтаж вверху особого расширительного бака.
Для наполнения труб рекомендуется применять антифриз, что предотвратит вероятное размораживание, если долгое время в холодное время не пользоваться гаражом.
Данный вид систем бывает двух типов:
- однотрубной – когда наполнитель проходит через все узлы;
- двухтрубной – когда имеется подача нагретого наполнителя и обратный ход уже охлажденного.
Первый способ менее затратный, однако, трубы будут прогреваться неравномерно. Впрочем, если в доме это было бы заметно, то для гаража вполне сносно.
Необходимо обеспечить монтаж нагревательного узла ниже трубопровода – это гарантирует нормальный ток воды/антифриза. Наполнитель будет течь под воздействием высокой температуры.
Если же установить узел нагрева ниже всей системы не удается, то придется дополнительно монтировать насос. Чтобы избежать вероятных рисков, возникающих при расширении воды/антифриза, в наиболее высокой точке трубопровода необходимо предусмотреть расширительный бак. При этом система становится энергозависимой.
Если в гараже периодически отключают свет, имеет смысл приобрести насос циркуляционный 12 вольт с аккумуляторной батареей. О характеристиках и способах монтажа вы узнаете в статье «Где используется насос циркуляционный 12 вольт ».
Двухтрубная система рекомендована к установке в помещениях большой площади. Кстати, в эту же категорию следует отнести и так называемый «теплый пол». Смонтировать его не сложно, но придется выполнить полный ремонт гаража, ведь змеевики укладываются на пол и сверху заливаются бетонным раствором, что гарантирует их защиту от механических повреждений.
Двухтрубная система имеет существенный недостаток, который заключается в том, что она может подвергнуться размерзанию, если пользоваться отоплением нерегулярно и качестве наполнителя используется обычная вода.
Чтобы избежать размерзания, заливайте антифриз. Автомобильный не подойдет! Имеются особые растворы, которые наполнены глицерином и другими химическими веществами, гарантирующие долговечность работы трубопровода. При использовании таких растворов категорически запрещено изолировать соединения змеевиков паклей – всего за несколько дней она расползется и трубы будут течь. Замазывать стыки нужно специальными герметиками.
Печь на отработке
Если нет желания делать буржуйку своими руками или заниматься прокладкой труб, можете сделать печь на отработке (отработанном масле), которая позволит за считанные минуты обогреть помещение, при этом не потребуется приобретение дорогого топлива.
Такую печь лучше всего делать из использованного газового баллона, который необходимо прочистить и промыть от остатков газа.
1. Вырезаете на баллоне 2 отверстия 200 и 400 мм с расстоянием в 50 мм. Это будет топочная камера и зольник, что позволяет использовать даже любое твердое топливо.
Дальше разделяете теплообменник с камерой, для чего из листа вырезаете круг и делаете в нем отверстие 100-150 мм под горелку.
В качестве горелки используется труба с большим количеством отверстий.
Привариваете ее к кругу и вставляете всю конструкцию в баллон.
Чащу для испарения лучше всего сделать из тормозного диска, хотя подойдет любой огнеупорный материал.
На видео можно посмотреть, как работает такая печь
Газовые котлы
С газовыми – все несколько проще. Конечно, их также нужно контролировать, но не так строго. Существенным недостатком является тот факт, что необходимо проведение к гаражу газопровода. Но и тут можно найти выход.
Например, устанавливать котлы, которые работают на сжиженном газе, то есть, поставляемом в баллонах – для полноценного обогрева гаража площадью примерно в 30 квадратных метров будет достаточно всего лишь 1-го баллона в месяц.
Такие котлы бывают различной конструкции:
- монтируемые на стену;
- устанавливаемые непосредственно на пол;
- с открытой или закрытой камерой.
Но все они обладают одинаковыми преимуществами:
- оборудованы специальной системой безопасности, автоматически перекрывающей подачу газа в случае превышения критической нормы температуры или при перекрытии тяги;
- компактность;
- долговечность;
- возможность установки термостата, что позволит постоянно поддерживать необходимую температуру.
Единственным существенным недостатком котлов, к которым подключаются газовые баллоны, является требования обязательной его установки строго за пределами гаража. Внутри хранить категорически запрещено! Для максимальной безопасности под баллон выкапывается небольшая яма за пределами помещения, где он должен храниться.
Какой вид обогрева выгоднее всего?
Все зависит от конкретных условий эксплуатации и предпочтений владельца гаража. Самая дешевая система – однотрубная водяная, работающая от газового котла.
Придется вложить немалые средства в ее обустройство, зато она настолько экономична, что затраты окупятся за 1-2 отопительных сезона. Однако это решение подходит далеко не всем.
Газовые и дизельные приборы, оснащенные термодатчиками и автоматикой, нельзя считать полностью энергонезависимыми. Для их работы требуется электричество, но не больше, чем потребляет лампочка
Экономно отапливать гараж можно с помощью газовых баллонов или твердого топлива. Эти варианты не подходят, если нет возможности контролировать работу приборов, зато для обогрева в течение того времени, пока в гараже находится владелец, они хороши.
Актуальные требования для гаражных помещений
Шестого июня 2021 г. вступили в силу Правила проектирования систем газоснабжения СП , которые утвердили исходя из приказа Министерства строительства и ЖКХ № 789/пр от
По-прежнему действует норма о 50-миллиметровом запасе между боковыми сторонами плиты и счетчиками. Как и раньше, следует соблюдать 40-сантиметровый интервал по высоте от этих же приборов до конфорок. Новые нормы также не запрещают устанавливать стеклопакеты в помещениях с котлами, но лишь в том случае, если строение стекол позволяет выбивать их без большого усилия.
Подключение газовой плиты в гараже
Для этого и другого оборудования подходят только герметичные шланги из безопасных материалов. Длина соединительных элементов не должна превышать 1,5 метра.
Самые надежные и долговечные сильфонные газовые шланги изготавливают из нержавеющей стали под устойчивым полимерным покрытием, с защитой от агрессивной среды
Газ точно не подключат при несоблюдении новых требований для плит:
- для газовых плит под навесом нужно использовать защиту от задувания;
- у плиты должна быть система «газ-контроль», а между краном и шлангом — диэлектрическая муфта от блуждающего тока;
- газовый прибор для приготовления еды должен соответствовать ГОСТ 33998;
- от плиты до противоположной стены следует оставлять как минимум 1 м запаса.
Плиты для гаража, как и для жилых помещений, следует покупать только у сертифицированных производителей вместе с подтверждающими документами к этим приборам.
Размещение обогревательных котлов
Устанавливать газовый котел/колонку/бойлер в одном пространстве с автомобилем нельзя. Выходом из проблемы станет отсек-топочная. Для готового или пристроенного помещения при гараже действуют основные и дополнительные требования. Нормы 2-го типа придется уточнить у местной газовой службы.
Газовый котел в гараже можно использовать, к примеру, для подогрева воды или обустройства системы теплого водяного пола
Монтаж котла в гараже будет приемлемым, если постройка отвечает таким параметрам:
- незамерзающее сооружение площадью не менее 4 м² и высотой от 2 м;
- дверь открывается наружу, а ее ширина составляет не менее 80 см;
- стены состоят из негорючих или слабогорючих материалов;
- есть окно для проветривания и поступления света, размером примерно 1 м².
В гараже должна присутствовать приточно-вытяжная вентиляция. Ее состояние следует проверить листом бумаги. В исправной системе в приточных каналах воздух будет отталкивать листок, а в вытяжных — притягивать.
Котлы для твердого и дизельного топлива
Небольшая буржуйка отлично справится с отоплением маленького помещения и одновременно просушит воздух. Топить ее можно углем, дровами, торфяными брикетами и т.д.
Вместо самодельной буржуйки можно использовать специальный котел, но тогда к смете расходов прибавится сумма его стоимости.
Существуют котлы для твердого и для дизельного топлива. Они безопасны и не требуют постоянного присутствия человека.
Некоторые автовладельцы устанавливают в гаражах печи из кирпича. Принцип работы печи аналогичен буржуйке – сгорая, топливо нагревает печь, от которой прогревается воздух в помещении. Отличие кирпичной печки от железной в скорости прогрева: кирпич нагревается дольше, но и тепло сохраняет лучше.
При установке котла или буржуйки необходимо учитывать правила пожарной безопасности: устанавливать печь на твердое (лучше монолитное) негорючее основание, защитить ближайшие поверхности от случайного воспламенения и правильно обустроить дымоход.
Использование буржуйки или кирпичной печи подходит для временного отопления гаража – автоматизировать подачу топлива невозможно, а постоянно подкладывать дрова или уголь неудобно. Еще один серьезный недостаток этого варианта – высокая пожароопасность. Даже при оборудовании вокруг печи железного фартука есть риск воспламенения горючего, резины или других материалов, которые всегда есть в гараже.
Безопасна в использовании печь «Булерьян». Топят ее дровами, которые закладывают один раз в 5-10 часов. Минус такой печи в ее стоимости, сложности обустройства дымохода – он должен быть правильно утеплен, и необходимости регулярного удаления сажи.
Общий минус использования перечисленных печей – необходимость покупки топлива и оборудования места для его хранения.
Кроме того заводские котлы стоят недешево, а самодельные буржуйки и кирпичные печи могут стать причиной пожара.
Как организовать воздушный обогрев
Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:
- буржуйка на твердом топливе;
- печь – капельница на отработке;
- электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
- газовый конвектор.
Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, — дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.
Подобные обогреватели выбрасывают продукты сжигания солярки прямо в помещение
Установка печи на дровах и отработке
Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.
Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете в соответствующей публикации.
- Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3—4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².
К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу - В расчет не принимается часть корпуса вокруг зольника (она слабо нагревается). Зато учитывается площадь конвективных ребер, приваренных к стенкам снаружи.
- Установите буржуйку в выбранном месте и обязательно организуйте обдув корпуса любым вентилятором – бытовым, для вытяжек или компьютерным кулером. Благодаря принудительному движению воздуха тепло эффективнее отбирается у стенок топки и равномернее распределяется по боксу.
Варианты обдува дровяной печки вентилятором - Перед выпуском на улицу дымоход проложите горизонтально вдоль стены, так он отдаст больше тепла в помещение.
- Дымоходную трубу поднимите на высоту 5 м, считая от колосниковой решетки, и снабдите ее шибером для регулировки тяги. В нижней части предусмотрите конденсатосборник, колпак прилаживайте на свое усмотрение.
Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения
Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.
Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.
Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.
Все вышесказанное в равной степени относится к буржуйкам на отработанном масле. Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.
Размещение электронагревателей
Первое, что необходимо сделать, — правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1—0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.
Теперь перейдем к рекомендациям:
- Если ваша работа в гараже носит периодический и кратковременный характер, лучше сэкономить и купить переносной тепловентилятор либо инфракрасную панель. Он располагается в нужном месте и прогревает только часть комнаты. Тепловая (она же – электрическая) мощность прибора – 50% от расчетной.
- Старайтесь пользоваться нагревателями, оборудованными турбиной либо вентилятором, чтобы лучше и быстрее распределять тепло.
Подвесной инфракрасный прибор обогревает поверхности, находящиеся в зоне его действия - Рациональное решение для конвекторов и других настенных приборов – поставить несколько малых обогревателей в разных точках вместо одного большого. Тогда гараж прогреется равномерно, а при нужде половина отопителей отключается.
- Не идите на поводу у продавцов, пытающихся подсунуть более дорогой прибор под видом инновационного и высокотехнологичного изделия. КПД всех электрообогревателей одинаков и равен 98—99%, разница – в способе теплоотдачи.
Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о вентиляции гаража — она необходима при сжигании любых видов горючего.
Обзор популярных моделей печей для гаража
На рынках представлено многообразие вариантов гаражных печей. Они отличаются принципом нагрева и конструктивными решениями. Некоторые модели заслуживают особого внимания:
- печка Bullerian сделана для работы на твердом топливе. Конструкция имеет механизм конвекции для качественного обогрева воздушных масс, которые перемещаются по трубам;
- долговечный вариант – печь Ставр. Она сделана из чугуна, подобный материал выдерживает высокие температуры;
- печи Термафор имеют в конструкции конвекционные трубы, которые размещаются в камере сгорания. Подобные модели рассчитаны как на стандартное, так и на пиролизное горение;
- печь Аляска имеет стильный дизайн и хорошую теплоотдачу. Конструкция оборудована варочной панелью;
- дешевой альтернативой Булерьяна является модель отечественного производителя Бренеран. Она способна работать на дровах и на отходах производителя.
Некоторые модели печей собираются самостоятельно
Использование общего отопления
Идеальна ситуация, когда гараж расположен рядом с частным, собственным домом или трубой общественной сети отопления. Можно произвести разводку теплотрассы в него. В случае городской — делается все через соответствующие службы. По отношению к домашней проще — нужно несколько радиаторов, связующие трубы и утеплитель для прокладывания теплотрассы по улице. В случае частного варианта, в нем разъединяется центральная линия горячего водоснабжения от котла, в которую и встраивается дополнительная ветка отопления, как бы удлиняя ее. Ниже представлены два варианта врезки в тепловую сеть дома, в зависимости от ее вида.
При подключении гаража к общегородской сети соединение производится врезкой (без ее разрыва!) в линию горячего водоснабжения и обрата. Вообще проведение подобной процедуры для муниципальной отопительной системы лучше поручить профильным организациям. Будет не намного дороже, чем оформление самого проекта врезки, проведения работ по ней и прочих нюансов исполнения.
Особенности водяного отопления в гараже. Плюсы и минусы отопления гаража водой
Любая схема отопления в гараже с насосом или без него имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам, в первую очередь, необходимо отнести улучшение качества хранения автомобиля и удобства его обслуживания. Кроме этого, автомобиль в теплом гараже в холодный период не нуждается в длительном прогреве, что позволяет также сэкономить на топливе. Также отсутствует вероятность замерзания дверных замков и других узлов автомобиля.
К минусам можно отнести тот факт, что отопление водой чревато последствиями разрыва труб в случае аварийного отключения. Котел перестает нагревать воду, в результате чего она замерзает, расширяется и приводит к разрыву труб. В электрических котлах в качестве защиты от замерзания системы предусмотрен переход на альтернативный источник питания. Другой вариант – использовать вместо воды этиленгликоль, температура замерзания которого составляет -65 градусов по Цельсию.
Установка дровяного котла в гараже: основные требования и стандарты
Существует ряд правил, связанных с монтажом такого оборудования. Отметим наиболее важные из них:
- Твердотопливный котел должен располагаться на расстоянии не менее 50 см от любых конструкций.
- Стены и пол гаражного помещения должны быть покрыты негорючими отделочными материалами (штукатурка, керамическая плитка).
- В гаражах с твердотопливным котлом не хранят ветошь, старые журналы, ГСМ и прочие легковоспламеняющиеся изделия.
- Для моделей пиролизного типа необходимо оборудовать высокопрочное бетонное основание (устройства с двумя топочными камерами имеют большой вес).
- Расстояние от дверцы котла до противоположной стены должно составлять не менее 1,2 м.
- В системе водяного контура необходимо обустроить группу безопасности, которая будет автоматически сбрасывать давление теплоносителя.
- Дымоход должен быть выполнен из материалов, устойчивых к сильным температурным колебаниям. В местах перехода трубы через плиты перекрытия и кровлю предусматривают противопожарные разделители.
Важно понимать, что гараж – это помещение повышенной пожарной опасности. Поэтому все оборудование, предназначенное для подобных строений, должно отвечать строжайшим требованиям противопожарной защиты. Важно, чтобы оно могло работать в автономном режиме, без постоянного наблюдения со стороны человека.
Водяная отопительная система
Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:
- чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
- циркуляционный насос;
- расширительный бак;
- трубы на магистрали;
- незамерзающий теплоноситель – антифриз.
Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.
Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), подберите мощность радиаторов либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:
В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате
Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2—3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.
Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:
Вместо дровяной печки с водяным контуром в схему ставится электрокотел или другой источник тепла
В качестве водогрейной установки можно применить:
- буржуйку на дровах или отработке с водяным контуром, показанную выше на схеме;
- теплообменник – экономайзер самоварного типа, устанавливаемый на дымоход;
- электрический ТЭН, вмонтированный в вертикальную стальную трубу, как изображено на схеме;
- полноценный электрокотел либо твердотопливный агрегат.
Простейший электрокотел с водяным регистром
Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.
Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.