- На что необходимо обратить внимание
- Виды
- Водяной теплый пол
- Теплый пол в гараже: варианты системы отопления
- Плюсы и минусы тёплого пола в гараже
- Главный недостаток ТП в гараже
- Что такое натоп
- Другие минусы ТП в гараже
- Преимущества
- Какое покрытие стелить для лучшей теплоотдачи
- Требования к теплым полам в гаражном помещении
- Оборудуем электрический тёплый пол
- Расчёт
- Необходимые инструменты и материалы
- Подготовительные работы
- Пошаговая инструкция по монтажу
- Монтаж плёночного ИК пола
- Монтаж кабельного ТП
- Поэтапная инструкция по укладке
- Как сделать водяной теплый пол в гараже самому
- Материалы и инструменты
- Подготовительные мероприятия
- Этапы монтажа
- Монтаж кабельного пола
- Расчёт
- Составление схемы
- Необходимые инструменты и материалы
- Подготовка основания
- Теплоизоляция
- Укладка нагревательных элементов
- Подключение
- Заливка стяжки
- Электрическая система теплого пола
- Кабельные электрические полы: характерные черты
- Водяной теплый пол в гараже
- Подготовка основания для водяного теплого пола в гараже
- Монтаж труб для водяного теплого пола в гараже
- Испытание водяного теплого пола
- Заливка стяжки для водяного теплого пола в гараже
- Видео – Теплый пол в гараже
- Общие советы
- Правила подготовки основания
- Используем антифриз в качестве теплоносителя
- Другие методы утепления
- Водяной контур для обогрева гаражного помещения
- Какие инструменты и материалы понадобятся
На что необходимо обратить внимание
Прежде, чем приступить к выбору нагревательного элемента и монтажу теплого пола своими руками, следует подумать о хорошем утеплении помещения.
- Заделайте все щели.
- Утеплите стены и потолок гаража достаточным слоем теплоизоляционного материала, в качестве которого можно использовать каменную или базальтовую вату, вспененный полиэтилен, пенопласт и пр.
Совет: большинство специалистов рекомендуют для утепления стен и потолков использовать пенофол, нанесение которого минимизирует трудозатраты и появление «мостиков холода».
Обратите внимание на пол в гараже. В процессе эксплуатации транспортного средства он будет подвергаться большим механическим нагрузкам и воздействию химическими средствами. Давление автомобиля на стяжку распределяется на 4 точки, на каждую из которых, в среднем, приходится по 0,5 тонны. Если пол в гараже деревянный, то его следует укрепить.
Следует определить период эксплуатации обогрева гаража. Другими словами, сможете ли вы организовать непрерывную работу СО в зимний период. Если да, то можно обращать внимание на водяной тип теплого пола, который потребует установку в гараж котельного оборудования или подключение контура к действующей СО. Если вы не гарантируете бесперебойную работу системы отопления, или не готовы к большим первоначальным вложениям, то лучше создать электрический теплый пол в гараже своими руками на основе греющего кабеля. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, конструктивные особенности, которые и будут рассмотрены далее.
Важно! Так как на пол в гараже идет высокое давление, которое может привести к механическому повреждению защитного полимерного слоя, то вариант с ИК пленочными теплыми полами рассматриваться не будет.
Виды
В холодном гараже зимой механизмы автомобиля будут промерзать, что приведет к сложности завода автомобиля, а в некоторых случаях даже к выходу из строя некоторых элементов. Кроме этого, ремонтировать автомобиль в промерзшем гараже не особенно приятно, а длительная работа электрообогревателя может привести к большим счетам за электроэнергию.
Если вы решили сделать теплый пол, нужно выбрать по параметрам эффективности и экономичности какого вида сделать пол: электрический или водяной.
Водяной теплый пол
Водяной теплый пол — это замкнутая система, которая состоит из металлопластиковых труб, залитых бетонной стяжкой. Для пола потребуется наличие котла. Если гараж примыкает к дому, лучший вариант — подключить его к отопительной системе дома. Водяное отопление имеет свои преимущества:
- равномерное распределение тепла;
- экономия электроэнергии.
Однако монтаж теплого пола в гараже довольно трудоемок и для его эксплуатации потребуется водяной насос. В случае поломки какого-либо сегмента водяного пола потребуется полный демонтаж всей конструкции.
Теплый пол в гараже: варианты системы отопления
Особенности такого помещения как гараж накладывают свои ограничения на выбор системы отопления. Пол может подвергаться:
- Химическому воздействию. Средства по уходу за машинами и просто хранящиеся в гараже составы могут быть очень агрессивны.
- Механическому воздействию. Тяжелые инструменты и детали нередко падают на поверхность.
- Постоянным нагрузкам. Вес легкового автомобиля постоянно воздействует на пол.
В связи с этим, стяжка в гараже должна быть не менее 30 миллиметров. Идеальным считается показатель в 8 сантиметров – он гарантированно выдержит любые нагрузки.
Примерная толщина пола
Такая толщина подразумевает, что подойдет только водяной или кабельный электрический теплый пол в гараже. Инфракрасная пленка в данной ситуации будет бесполезна – её мощности не хватит для 8-сантиметрового слоя стяжки. По этой причине используются водяные или электрически полы.
Плюсы и минусы тёплого пола в гараже
Прежде чем решиться на монтаж тёплого пола в гараже, нужно тщательно оценить все «за» и «против» этого мероприятия. Рассуждая логически, плюсы и минусы необходимо искать, применительно к конкретной ситуации. ТП в гараже, расположенном в южном регионе с минимумом снежных осадков и минусовых температур, будет иметь совершенно другие показатели эффективности, чем та же конструкция в Сибири или северной климатической зоне.
Главный недостаток ТП в гараже
После того как замёрзшая машина заедет в гараж с ТП, начнётся процесс таяния снега и стекания грязи. Любой автомобиль имеет полости, поверхности которых недоступны для обработки антикоррозийными составами. Но эти отверстия вполне проницаемы для влажного воздуха.
Под воздействием нагрева снизу вода начнёт испаряться и конденсироваться на всё еще холодных деталях авто. Пока ТП прогреет днище и прочие металлические элементы машины, влага успеет оказать свое пагубное воздействие. По этой причине многие автовладельцы уверены в том, что для обогрева гаража лучший вариант – тепловые конвекторы и качественная приточно-вытяжная вентиляция.
Что такое натоп
Существует такое понятие, как «натоп». Он представляет собой прогрев стен, перекрытий и других поверхностей помещения. Только после этого начинает стабильно повышаться температура воздуха, и интенсивность натопа снижается. При подсчёте требуемой мощности ТП обязательно учитывают теплоёмкость материалов, из которых возведены стены и перекрытия.
Важно! Учитывая, что натоп – естественная необходимость, тёплый пол в гараже будет эффективен только при постоянном обогреве. Включать и выключать его, управляя дистанционно или иным способом и надеясь на экономичность ночного тарифа подсчета электроэнергии, неразумно. Все сэкономленные киловатты буду уходить на натоп.
Другие минусы ТП в гараже
При непродуманном устройстве ТП в гараже возможны и другие неприятности:
- Вода, стекающая с машины и от растаявшего снега, будет подтекать к металлическим воротам, за которыми минусовая температура.
- С внешней стороны ворот неизбежен нарост изморози.
- Металлические детали ворот и калитки могут примерзать друг к другу.
- Испарившаяся влага, находящаяся в воздухе, будет конденсироваться на холодных элементах конструкции гаража, образуя оледенение.
Преимущества
Преимуществ у тёплого пола в гараже несравнимо больше, чем недостатков
- Стабильное поддержание положительной температуры.
- Большая площадь теплоотдачи, что повышает эффективность обогрева.
- Равномерное распределение тепла.
- Экономия расходов на электричество при монтаже водяного пола.
- Возможность дистанционного управления, при условии монтажа соответствующей автоматики.
Какое покрытие стелить для лучшей теплоотдачи
Полы в автосервисе или личном гараже должны не только выдерживать большой вес, но и обеспечить высокие показатели теплоотдачи. Некоторые виды напольного покрытия, хотя и отличаются прочностью, не могут использоваться из-за низкой теплопроводности. Так следует избегать керамогранита, и изделий из натурального камня.
Оптимальным решением при подогреве пола гаража водяным отоплением будет уложить обычную керамическую плитку, либо сделать наливное покрытие. Толщина слоя в наливных полах составляет около 3-5 мм. Сверху покрытие можно вскрыть защитной водоэмульсионной краской.
Если принимается решение об облицовке полов плиткой, для монтажа следует использовать специальный клей и затирку. Затирать швы можно не ранее чем через 2-3 суток после укладки. Полная нагрузка на плитку допускается через 6-7 суток.
Современные системы тёплого водяного отопления полов могут укладываться и под керамогранит. Но для большей эффективности лучше всего остановить свой выбор на других видах покрытия.
Требования к теплым полам в гаражном помещении
Монтаж пола с подогревом является одним из самых эффективных методов отопления помещения. Как и все ремонтные процессы, монтаж теплого пола требует соблюдения определенных правил. Для начала нужно составить схему, по которой будет обогреваться гараж. С ее помощью можно рассчитать количество необходимого материала и мощность СО.
Требования к монтажу электрического теплого пола в гараже следующие:
- расстояние между нагревательными элементами должно быть не меньше 4-5 см от предметов мебели, стояков центральной СО и бытовой техники;
- для эффективного обогрева помещения, элементы теплого пола должен охватывать не менее 75% всей площади гаража;
- блок управления размещают не ниже 50 см от пола.
Электрический теплый пол в гараже
Перед тем как сделать теплый пол в гараже, следует выяснить, выдержит ли уже проведенная проводка возросшую нагрузку. Если нет познаний в этой области, лучше воспользоваться советами специалистов.
Требований к устройству водяного теплого пола в гараже немного больше и некоторые из них выполняются согласно строительным нормам и правилам.
- Расстояние между нагревательным контуром и стеной должно быть не меньше 15 см.
- Температура теплого пола в гараже не должна превышать 30 градусов.
- Температурный перепад на разных участках помещения должен быть не менее 10 градусов.
- Максимально допустимая температура воды в контуре до 55 градусов.
- Теплый водяной пол укладывают только на ровное основание. Допустимая погрешность — 5 мм.
- Для предотвращения утечки тепла в нижние части гаража укладывают теплоизоляцию в виде фольгированного материала толщиной до 10 мм.
- Петли контура укладывают одним из способов: «одиночный змеевик» или «спираль». Но следует помнить, что первый вариант подходит для локального обогрева какой-нибудь части гаража.
- Монтаж труб осуществляется согласно разметке на теплоизоляторе. Она делается с помощью якорных скоб, которые крепят с шагом 30-40 см.
- При выполнении стяжки давление в трубах должно соответствовать 0,3 Мпа.
При несоблюдении данных требований водяной теплый пол в гараже может работать некорректно, а при устройстве электрического типа отопления возникнет риск пожароопасной ситуации.
Оборудуем электрический тёплый пол
Поскольку тарифы на электроэнергию достаточно высоки, необходимо использовать все возможности для снижения расходов. Для этого нужно знать о том, какие факторы влияют на энергопотребление системы:
- Объём помещения.
- Теплоёмкость стен и перекрытий.
- Качество теплоизоляции окон, дверей, ворот.
- Тип напольного покрытия.
Прежде всего минимизируют или устраняют риск утечки тепла: теплоизолируют стены и крышу. Крайне важно и качество электропроводки. Она должна быть способной выдерживать высокие нагрузки.
Расчёт
Точный расчёт требуемой мощности ТП с учётом всех факторов, влияющих на его эффективность, могут сделать только специалисты – теплотехники. Это процесс предусматривает применение сложных формул, и такая услуга стоит недешево. Для самостоятельного вычисления требуемой мощности можно использовать усреднённые значения для теплоизолированных помещений. Для этой цели выполняют расчет по формуле: Р=р*S, где:
- Р – расчётная мощность ТП;
- р – мощность используемого нагревательного элемента, Вт;
- S – площадь помещения.
Важно! Если в гараже несколько комнат, для каждой делают отдельный расчёт.
Необходимые инструменты и материалы
Главная деталь электрического ТП – нагревательный элемент. Его выбор – ключевая задача на этапе проектирования системы. Возможны несколько вариантов:
Резистивный кабель
- Резистивный кабель. Представляет собой одно- или двухжильный проводник, вырабатывающий тепловую энергию, количество которой зависит от сечения провода и электрического сопротивления металла, из которого он изготовлен. Резистивный кабель имеет определённую длину, заданную производителем для получения конкретной мощности системы.
Нагревательный мат - Нагревательный мат. Готовая к монтажу гибкая панель, в которую вплетён резистивный кабель, и уложен по всем правилам монтажа электрического ТП. Производители предлагают маты разных размеров и мощности. Ширина полотен – 45 см, длина разная.
Саморегулирующийся резистивный кабель - Саморегулирующийся резистивный кабель. Главной сложностью монтажа системы, состоящей из этого проводника, является необходимость отвода тепла. Такой пол нельзя монтировать там, где будут находиться предметы без ножек, обеспечивающих воздушный зазор между полом и нижней поверхностью изделия (мебели, стеллажа). Потому саморегулирующий кабель редко используют для устройства электрического ТП.
Инфракрасная плёнка - Плёночный инфракрасный. Состоит из двух слоёв пленки, между которыми уложены излучающий, и нагревающий излучатель, материалы. Бывает двух видов: карбоново-графитный и медно-алюминиевый. Наибольшее распространение получил первый.
Стержневой мат - Стержневой инфракрасный. Состоит из достаточно гибких стержней-излучателей, уложенных между двумя проводниками. Стандартная ширина матов – 83 м. Стержни могут быть уложены с шагом 9 или 10 см.
Для монтажа электрического ТП потребуются:
- нагревательный элемент;
- соединительные провода;
- терморегулятор механический или электронный (первый позволяет регулировать температуру с шагом 1°С, второй – с шагом 0,1°С);
- УЗО (устройство защитного отключения);
- заземляющий кабель;
- демпферная лента;
- материалы для заливки стяжки: цемент и песок, наливной пол;
- крепежные элементы: скобы, дюбели, шурупы, саморезы.
Для выполнения монтажных работ потребуются:
- перфоратор;
- зубило;
- молоток;
- ножницы по металлу;
- набор отвёрток;
- рулетка;
- маркер или мел;
- пузырьковый уровень;
- нивелир.
Подготовительные работы
Подготовительные работы начинаются с демонтажа старого покрытия
При укладке электрического ТП в жилых помещениях чаще всего необходим демонтаж напольного покрытия и вскрытие стяжки. Для большинства гаражей с бетонным или деревянным полом этого не нужно. Причём укладка плёночных матов возможна на старую, но выровненную стяжку. А кабельные системы монтируют только на плитное основание, после удаления старой стяжки.
Этапы работ:
Шаг 1. Тщательно очищают поверхность бетонной плиты от пыли.
Шаг 2. Укладывают слой гидроизоляционного материала – полиэтиленовой плёнки. Полотна должны заходить на стены на высоту 10-15 см.
Шаг 3. По периметру помещения приклеивают демпферную ленту.
Шаг 4. Укладывают слой теплоизоляционного материала. Оптимальный выбор – «Пенофол» толщиной 10 мм. Фольгированная сторона должна быть направлена к бетонной плите. Также используют пенопласт толщиной 2,5-5 см.
Шаг 5. Укладывают армирующую сетку с сечением ячеи 100х100 мм. Этот этап работ можно пропустить, использовав другой способ армирования, при котором в стяжку добавляют специальное фиброволокно и пластификатор.
Пошаговая инструкция по монтажу
Технология монтажа плёночного и кабельного пола имеет отличия. Не совершить ошибок помогут пошаговые инструкции.
Монтаж плёночного ИК пола
Схема подключения инфракрасного тёплого пола
Шаг 1. Определяют местоположение термодатчика, который должен находиться на 15 см высоте от поверхности сяжки.
Шаг 2. Составляют схему укладки матов. Учитывают, что под стационарными предметами их не должно быть. Поэтому заранее продумывают расположение мебели и других предметов интерьера гаража. Правила составления схемы укладки матов:
- плёнка должна располагаться на расстоянии 4-10 см от стен и колонн;
- если тёплый пол запланирован как основная система отопления, плёнкой закрывают не менее 70% общей площади нижнего перекрытия;
- для устройства резервного отопления достаточно уложить маты на 50% площади пола.
Шаг 3. Согласно схеме, поверх теплоизоляции и армирующей сетки раскладывают полотна плёнки. При необходимости полотна разрезают по предусмотренным производителем линиям. Контакты должны быть направлены вниз и по направлению к стене с термодатчиком.
Шаг 4. Соединяют контакты с помощью зажимов.
Шаг 5. Битумной мастикой изолируют места соединения проводов и контактов.
Шаг 6. Выполняют подключение и электроизоляцию термодатчика к системе пленочного пола.
Шаг 7. Подключают систему к электросети и выполняют тестирование работы ТП.
Шаг 8. Заливают стяжку.
Монтаж кабельного ТП
Схема монтажа кабельного тёплого пола
Шаг 1. Определяют местоположение терморегулятора.
Шаг 2. Подводят к этой точке силовой и заземляющий кабели.
Шаг 3. Крепят к стене монтажную коробку для терморегулятора.
Шаг 4. Устанавливают терморегулятор.
Шаг 5. Составляют схему укладки кабельного ТП. Согласно требованиям СНиП, площадь монолитного ТП не должна превышать 40 м2. Между такими полотнами необходим демпферный зазор.
Шаг 6. Наносят разметку согласно схеме укладки кабеля.
Шаг 7. Выполняют монтажные работы согласно разметке. Кабель фиксируют к армирующей сетке с помощью специальных клипс или липкой ленты.
Монтаж в самом разгаре
Шаг 8. Подключают силовой кабель к терморегулятору, проверяют работоспособность системы.
Шаг 9. Заливают стяжку.
Шаг 10. Укладывают облицовочное покрытие.
Внимание! Для того чтобы не ошибиться в выборе состава цементно-песчаного раствора для заливки стяжки, рекомендуется использовать готовые строительные смеси, предназначенные для применения в комплексе с системами теплого пола.
Поэтапная инструкция по укладке
Самостоятельно сделать водяной подогрев пола в гараже достаточно просто. Устройство пирога не сложное, но придется учесть определенные моменты.
Поэтапный план монтажа выглядит приблизительно следующим образом:
- Изготавливается черновой пол – предварительно стелется гидроизоляция. Для гидроизоляции можно использовать плотную полиэтиленовую пленку или рубероид. Сверху заливается бетонный состав. В связи с высокой нагрузкой на пол, использование утеплителя ограничено. Поэтому рекомендована заливка бетона с теплоизолирующими добавками.
Укладка фольгированного утеплителя – на этом этапе можно использовать любую подложку с небольшой толщиной, способную выдерживать высокую нагрузку.- Армирующий слой – устройство водяного обогрева поверхности пола в гараже включает изготовление второго слоя стяжки, устойчивого к растрескиванию и способного выдержать большой вес. Для этого сверху на теплоотражающий слой укладывается армирующая сетка с ячейкой 15*15 см.
Расположить арматуру необходимо таким образом, чтобы она располагалась приблизительно чуть ниже середины стяжки. Толщина готовой плиты не должна быть меньше 10 см. поэтому стеку поднимают на пятаках от поверхности чернового пола на 3-4 см. - Водяной контур крепится к армирующей сетке с помощью хомутов. Труба раскладывается несколькими способами «змейкой» или «улиткой». Максимальная длина контура 70 м. При необходимости можно подключить сразу несколько труб через специальный водяной коллектор.
- Верхний, лицевой слой стяжки – в бетон добавляют специальные присадки пластификаторы, позволяющие обеспечить прочность верхнего слоя под воздействием перепада температуры.
Предварительно необходимо составить схему отопления гаража теплым водяным полом, рассчитать необходимое количество трубы и комплектующих материалов. Все это позволит выполнить все работы быстро и без дополнительных материальных расходов.
Как сделать водяной теплый пол в гараже самому
Обустройство водяного пола в гараже уместно, когда можно подключить его к отопительной системе. В остальных случаях нужен автономный котел, а затраты на его покупку могут не оправдаться.
Материалы и инструменты
Для монтажа водяного теплого пола обычно используют металлопластиковые трубы. Оптимальное сечение 16 мм. Кроме труб, потребуются:
- насос, мощность от 1,5 кВт;
- термостат;
- трехходовой клапан;
- фитинги;
- теплоизоляционная трубка;
- вентили для подачи и слива теплоносителя;
- шланг подвода;
- сервопривод;
- два автоматических воздухоотводчика;
- перфоратор;
- кусачки;
- уровень;
- канцелярский нож;
- крепежи;
- гидроизоляция;
- утеплитель;
- арматура;
- материалы для стяжки.
При подготовке чернового пола для укладки труб нужно учитывать, что перепады не должны превышать половины их диаметра
Подготовительные мероприятия
Если делать теплый водяной пол в гараже по грунту с нуля, то начинают с черновой стяжки. Перед ее заливкой важно подготовить несколько слоев:
- 10 см песчаной подушки;
- 10 см щебня;
- слой утеплителя, если использовать пенопласт, то достаточно 10 см;
- гидроизоляционный слой – обычно используют полиэтиленовую пленку или рубероид;
- арматура.
Все эти слои необходимы для снижения теплопотерь. Если бетонный пол в гараже уже есть, то следует очистить и выровнять поверхность. Гидро- и теплоизоляцию делают аналогично подготовке к монтажу электрического пола. Вместо полиэтиленовой пленки, лучше использовать рубероид, обрабатывая швы мастикой из битума.
Этапы монтажа
Трубы для водяного пола в гараже можно укладывать разными способами:
- змейка – параллельное размещение, для фиксации использовать хомуты или проволоку;
- спираль – более качественный прогрев, монтаж сложнее, схема рекомендована для больших площадей.
Выбор схемы укладки факторов зависит не только от площади, но и присутствующих энергоресурсов
Основные этапы монтажа водяного теплого пола в гараже под стяжку:
- Сделать разметку для укладки труб.
- Смонтировать обрешетку на пластиковых подпорках. Расстояние до утеплителя 3-4 см.
- Укладка труб по разметке. Фиксировать хомутами или скобами с шагом 30-40 см, на поворотах 15 см.
- Установить коллекторно-смесительный узел, подсоединить к источнику подачи воды – котлу или отопительной системе.
- Трубу каждого контура обеими концами подсоединить к вентилям, используя фитинги.
- Проверить работоспособности и герметичность системы. Давление установить вдвое выше рабочего, наблюдать сутки.
- Залить стяжку.
Между витками делать расстояние 10 см. В центре помещения трубы можно размещать реже, чем вблизи ворот и стен. На конце шланга закрепить теплоизоляционную трубку с фитингом, чтобы подключить его к коллектору.
Регулировку, подачу горячей воды и вывод отработанного теплоносителя обеспечивают коллекторно-смесительный узел. Можно купить готовую конструкцию или собрать ее самостоятельно. Для коллектора в гараже нужно обустроить специальный шкаф, оптимальный размер его 50Х50Х15 см (ШВГ).
Замечание! Включение системы допускается только после полного высыхания бетона. Лучше выждать месяц.
В качестве теплоносителя для водяного пола можно использовать антифриз, но производительность насоса должна быть выше
Монтаж кабельного пола
Как уже говорилось выше, кабельные полы работают от электроэнергии, а так как тарифы достаточно высокие, то и расходы на неё существенные.
Поэтому надо продумать все способы её экономии: теплоёмкость стен и перекрытий, качество теплоизоляции, о чем мы подробно поговорим в данной статье.
Монтаж электрического теплого пола в гараже
Расчёт
Установка кабельного электрического обогрева, как и монтаж инфракрасной системы, следует начинать с расчёта мощности, для этого существует единая формула.
Ознакомиться с правилами вычисления мощности вы можете в разделе — «Монтаж инфракрасного пола».
Составление схемы
Перед монтажом любого тёплого пола необходимо подготовить схему, где отразить участки укладки кабеля и место установки регулятора.
Согласно СНиП, если площадь нагревательных элементов превышает 40 м2, то требуется сделать демпферные зазоры. Правила размещения мат схожи с укладкой плёнки.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем переходить непосредственно к установке отопительной системы, нужно приобрести материал и подготовить инструменты, которые потребуются, если вы собираетесь производить монтаж своими руками.
Сначала надо выбрать вид отопления:
- Резистивный кабель — бывает одно и двухжильный. Он вырабатывает теплоэнергию, объём её зависит от сечения провода.
- Нагревательный мат — гибкое полотно, на нём уже зафиксирован резистивный провод. Он удобен и прост в укладке.
Для монтажа в гараже подойдёт любая модель.
Остальные материалы и инструментарий, для сооружения кабельного отопления, такие же, как и при установке, инфракрасной системы.
Подготовка основания
Подготовка черновой основы в гараже для укладки кабеля, не отличается от данных работ, при монтаже любого тёплого пола — выравнивание и очистка поверхности.
Теплоизоляция
Подробный процесс проведения гидро и теплоизоляции описан в разделе инфракрасных полов, он одинаков у всех электрических систем. То есть — стелится полиэтилен, монтируется демпферная ленты, кладётся утеплитель и арматура.
Укладка нагревательных элементов
Монтаж греющего кабеля выполняется по разработанной схеме («змейка» или «улитка»), для этого на утеплитель наносится разметка. По данным меткам укладывается провод витками, стандартное расстояние между которыми 0,3 метра.
Контуры должны размещаться параллельно, следует изгибать поворота кабеля под углом меньше чем 90 градусов или чрезмерно натягивать его. Провод должен быть цельный, без скрутки, так как это скажется на качестве работы и сроке эксплуатации. Кабель фиксируется к сетке клипсами или усиками на монтажной ленте, она крепится к утеплителю.
При укладке нагревательных мат, работа по монтажу тёплого электрического пола в гараже значительно упрощается, ведь провод уже закреплён на специальной сетке. Маты достаточно только раскатать на поверхности и зафиксировать.
МОНТАЖ ЭЛ.ТЁПЛОГО ПОЛА В ПАЗЫ
Подключение
На запланированное место крепится монтажная коробка, в которую устанавливается терморегулятор. К нему подводится силовой и заземляющий кабель.
Для установки термодатчика, в утеплители на расстоянии 0,5 метров от стены, необходимо проделать углубление. В него помещается гофрированная труба с размещённым внутри датчиком. Провод от датчика также подсоединяется к регулятору.
После подключения, устройство обязательно нужно проверить на работоспособность. Включать тёплый пол следует в отдельную розетку.
Заливка стяжки
Раствор для заливки кабельного пола и сам процесс, схож с бетонированием инфракрасной системы. Бетонная стяжка может быть чистовым покрытием в гараже, но при желании допустимо уложить сверху плитку.
Электрическая система теплого пола
В этом случае при прохождении электрического тока по гибкому проводнику происходит выделение тепла. От проводника нагревается стяжка, которая в свою очередь передает тепло в помещение.
Электрические теплые полы отличаются простым монтажом и высокой надежностью. Однако затраты на электроэнергию при таком типе обогрева достаточно высокие, особенно холодной зимой.
Для снижения затрат важно сделать качественную теплоизоляцию стен и потолка. Оптимальная толщина утеплителя для этих поверхностей гаража должна быть более 6 см. Теплоизоляции пола также следует уделить внимание.
При составлении проекта электрического теплого пола в гараже важно учесть нагрузку, которая будет оказана на электрическую сеть гаража. При расчетах за основу берется количество энергии, необходимое для обогрева 1 м2 помещения, которое составляет 120-140 Вт. Если это значение умножить на площадь гаража, то получится требуемое количество энергии. В процессе обустройства теплого пола важно быть уверенным, что проводка в гараже способна долгое время выдерживать такую нагрузку.
Кабельные электрические полы: характерные черты
В отличие от водяных аналогов, электрические теплые полы менее прихотливы условиям установки. Для повышения эффективности также необходимо использовать теплоизолирующие материалы, однако прокладывать систему можно по неровной поверхности.
Важно отметить, что теплоизолирующий слой должен быть не менее 30 мм. В противном случае, при первых морозах эффективность такого типа отопления может снизиться до 30 процентов.
Электрический пол
Для монтажа используется специальная фиксирующая сетка, к который и крепится кабель нагрева. Важно заметить, что если нужно подготовить пол под электричество, самоделки для гаража – не лучшая идея. Проведения коммуникаций и подключение термостата следует доверит специалисту.
Регулируя шаг кабеля, можно выделить зоны с большим подогревом – частота витков там будет больше, чем в остальной части помещения. Это понадобиться для нейтрализации эффекта выхолаживания от стен, имеющих контакт с улицей.
Преимущества кабельного электрического пола:
- простота монтажа;
- возможность регулировать температуру;
- быстрый прогрев.
Кроме этого, такой кабель может прослужить значительный срок – более 50 лет. В отличие от водяных, данный вид теплых полов можно спокойно выключать даже в лютые морозы – с кабелем ничего не произойдет.
Для более простого монтажа используются нагревающие маты. По сути, это монтажные сетки с уже установленным греющим кабелем. Это один из способов, как сделать теплый пол в гараже быстро и без лишних трудностей. Кроме упрощенного монтажа, данный подвид электрического пода ничем не отличается от кабельного.
На протяжении всего процесса важно не наступать на кабель и следить за сохранностью целостности его оболочки. В случае повреждения, настоятельно не рекомендуется вырезать поврежденный участок и делать скрутки. В лучшем случае это снизит эффективность и срок службы, а в худшем может вызвать неприятности.
Нагревающие маты
Оптимальным решением в таком случае будет замена всего кабеля.
Нужно заметить, что после того, как будет установлен электрический теплый пол, расход электроэнергии в гараже резко возрастет. Однако, данный недостаток полностью нивелируется тем фактом, что такая система обогрева способна прогреть гараж за очень короткий срок, так что можно не держать её включенной постоянно.
Водяной теплый пол в гараже
Это более экономичный способ обогрева, но он требует установку котла либо врезку в существующий контур отопления частного дома. Это сильно усложняет монтаж всей системы, а также требует больших финансовых затрат на первоначальном этапе.
Водяной теплый пол в гараже
Тем не менее, если вы делаете водяной теплый пол в гараже частного дома в котором уже имеется система отопления, то водяной пол будет отличным вариантом, так как не требует такого большого количества электроэнергии, как электрический теплый пол.
Установка отдельного котла для обогрева гаража не выгодна с экономической точки зрения, но иногда все же применяется, когда использование других вариантов невозможно.
Схема устройства водяного теплого пола по грунту
На этапе проектирования вы должны продумать схему включения теплого пола в общую систему отопления дома и выбрать место для установки распределительного узла. После этого вам нужно оценить необходимую длину труб исходя из площади гаража, а также выбрать циркуляционный насос достаточной мощности.
Если вы врезаетесь в систему радиаторного отопления, то температура теплоносителя в ней слишком высока. Для снижения температуры вам нужно будет установить смесительный узел, в котором будет происходить смешение нагретого теплоносителя с охлажденным, прошедшим через контур циркуляции. Если вы используете отдельный котел для теплого пола, то температура регулируется прямо на котле.
Схема подключения водяного теплого пола
Смесительный узел, циркуляционный насос и коллекторная группа образуют распределительный узел, который обычно размещается в распределительный шкаф. В продаже можно найти уже готовые распределительные шкафы разной мощности, они собраны и проверены в заводских условиях. Вам нужно лишь выбрать место установки шкафа, подключить его к общему стояку отопления, а теплый пол присоединить к коллекторным группам шкафа.
Коллекторная группа теплого водяного пола. Встраиваемый коллекторный шкаф
Подготовка основания для водяного теплого пола в гараже
Подготовка основания ничем не отличается от подготовки основания для электрического теплого пола, за тем исключением, что основание для водяного теплого пола не должно иметь перепадов по высоте больше половины диаметра трубы. В противном случае в трубе могут образовываться воздушные пробки, которые будут препятствовать циркуляции теплоносителя.
Другим отличием является то, что для монтажа водяного теплого пола существует специальная теплоизоляция, которая значительно облегчает укладку труб. На верхнем слое теплоизоляции в шахматном порядке расположены небольшие выступы, между которыми укладываются трубы теплого пола. Этот способ укладки удобен, но обойдется дороже.
Укладка теплоизоляции
Вы можете использовать и обычную теплоизоляцию толщиной 30-80 мм. В этом случае трубы укладываются на монтажную сетку.
Армирующая сетка для крепления труб
водяной теплый пол
Монтаж труб для водяного теплого пола в гараже
Чаще всего в гаражах применяют метод укладки труб «змейкой», в этом случае витки трубы укладываются параллельно друг другу на всей отапливаемой площади пола. Трубы крепятся к монтажной сетке при помощи проволоки или специальных хомутов.
Если площадь гаража больше 15 м2, то имеет смысл укладывать трубы «спиралью», это более трудоемкий метод, но он обеспечивает равномерный нагрев больших площадей.
Независимо от выбранного метода укладки, недопустимо сгибание труб под острым углом, так как это может их повредить. Старайтесь не наступать на трубы и не повреждать их. Если труба все-таки оказалась повреждена, то требуется заменить весь контур циркуляции.
После того как все трубы будут разложены можно приступать к испытаниям пола.
Схемы для усисленного обогрева наружных стен
Варианты укладки труб
Испытание водяного теплого пола
Система заполняется теплоносителем и на насосе выставляется давление в 1,5-2 раза выше рабочего, обычно это значение составляет около 5 бар. Давление должно быть стабильным, на полу не должно появляться следов теплоносителя, оставьте систему как минимум на сутки. По истечении суток, давление в системе должно быть не ниже рабочего.
Выставьте на котле или смесительном узле максимально допустимую температуру и проследите за тем, чтобы все контуры циркуляции нагрелись. Оставьте систему еще на сутки. Если по прошествии суток давление не упало и система не остыла, то можно приступать к заливке стяжки.
Заливка стяжки для водяного теплого пола в гараже
Заливка стяжки для водяного теплого пола
При заливке стяжки система должна быть заполнена под рабочим давлением. Категорически запрещается заливать стяжку при нагретом теплоносителе. Температура труб должна быть равна температуре помещения.
Обратите внимание, что большинство стяжек не подходит для заливки при отрицательных температурах. Минимальная температура, при которой можно работать со стяжкой указана на упаковке. Не пытайтесь поднять температуру в помещении включением теплого пола.
Слой стяжки для водяного теплого пола должен иметь такую же толщину, как и для электрического пола. Включать нагрев можно не раньше полного застывания стяжки.
Видео – Теплый пол в гараже
Общие советы
- Не стелите теплый пол (хоть водяной, хоть электрический) под тяжелые предметы: станки, стеллажи, «линии», по которым будут ездить колеса машины, и под сам автомобиль (место, где он будет стоять).
Видно, что кабель уложен с отступом от ямы: именно по этому свободному месту будут ездить колеса авто
- Если планируете приходить в гараж надолго, и хотите, чтобы пол уже прогрелся к вашему приходу — сделайте удаленное управление. Для этого в гараж надо поставить роутер с сим-картой, а к ТП подключить терморегулятор с Wi-Fi-модулем.
- Толщина стяжки над ТП должна составлять не меньше 5 см при марке бетона М300.
- Отступы от стены до ТП должны быть не меньше 10 см.
- Под ТП обязательно укладываем утеплитель, иначе «греть» будем не только вверх, но и вниз, тратя часть тепла впустую.
Правила подготовки основания
Чаще всего под полом гаража расположен грунт, поэтому перед тем как сделать теплые полы от водяного отопления или от электричества следует уделить внимание теплоизоляции. Дело в том, что неправильное утепление может привести к значительным потерям тепла, до 30%, которые связаны с прогревом грунта.
Процесс утепления выглядит следующим образом:
- Грунт тщательно выравнивают и уплотняют.
- Поверх него заливают черновую бетонную стяжку. Важно контролировать этот этап, чтобы поверхность была максимально ровной без резких перепадов по высоте.
- Стяжку оставляют для застывания, после чего выполняют укладку теплоизоляционного материала.
Используем антифриз в качестве теплоносителя
Минус водяного пола — высокая температура замерзания теплоносителя. Особенно это актуально в гараже, если он не обогревается постоянно и не сливается вода из трубопровода, тогда трубы могут промёрзнуть и система выйдет из строя.
Эту проблему легко решить, используя антифриз, его температура замерзания от — 30 до — 65 градусов. Он изготавливается на основе этиленгликоля или пропиленгликоля.
Принцип укладки водяной конструкции с антифризом, такой же, как при использовании воды. Но при использовании антифриза, требуется более производительный насос и более дорогое оборудование, но в процессе эксплуатации это окупится.
Другие методы утепления
Помимо вышеперечисленных вариантов существуют и другие не менее известные. Часто автолюбители предпочитают делать в гараже тёплый электрический пол вместо водяного. Монтаж конструкции достаточно простой, пол будет быстро и равномерно прогреваться, однако эксплуатация не из дешёвых.
Способ укладки теплого пола.
Кроме того есть и другие плюсы:
- высокая степень защиты – в систему монтируются датчики, контролирующие температуру подогрева, в случае чего она отключается;
- длительный срок службы;
- нет надобности покупать котёл, запускать воду и прочее.
Не подходит такой вариант при высокой влажности в помещении и желающим сэкономить, поскольку электроэнергия будет потребляться в большом количестве.
Альтернативный вариант утепления пола гаража – керамзит. Теплоизолятор изготавливается путём спекания вспучивающихся глин с разными добавками, имеет вид гранул разных размеров и применяется как отдельный сыпучий материал, так и в качестве добавки к бетонному раствору.
К плюсам относятся:
- высокие теплоизолирующие свойства;
- стойкость к высоким температурам;
- экологичность;
- маленький вес;
- долговечность;
- низкая цена;
- наличие шумоподавляющего эффекта.
Ещё один относительно недорогой теплоизолятор – пенополистрирол. Утеплитель является универсальным, устойчив к влаге и плесени, хорошо поглощает шум, считается экологичным, а также прост в установке. Главные минусы – низкая механическая прочность и пожароопасность.
Водяной контур для обогрева гаражного помещения
Конструкция теплого водяного пола состоит из замкнутой системы трубопровода, уложенного в стяжку, источника тепловой энергии (теплоносителя), который циркулирует по водяному контуру, теплогенератора, циркуляционного насоса и регулирующей арматуры.
Основные достоинства:
- Надежность.
- Экономичность в процессе эксплуатации.
- Равномерный прогрев помещения по всей его площади.
Недостатки:
- Необходимость проведения сложных расчетов.
- Сложный монтаж.
- Большие финансовые вложения (на начальном этапе).
- Плохая ремонтопригодность.
По большому счету, водяной теплый пол достаточно редко применяется автолюбителями из-за того, что такой тип отопления гаража требует больших временных и финансовых затрат. Такая система имеет право на жизнь, если нет других вариантов.
Совет: Перед созданием водяного теплого пола в гараже, еще на этапе проектирования следует продумать схему включения контура в СО дома (или предусмотреть установку котельного оборудования), выбрать место для размещения распределительного узла, циркуляционного насоса и прочих элементов конструкции. Кроме этого, необходимо провести расчеты диаметра трубопровода, производительность насоса, выбрать материал трубы для контура, подобрать необходимые элементы системы. Сделать это самостоятельно можно, но мы рекомендуем доверить данную работу профессионалам. Грамотный расчет и подбор оборудования станет залогом надежной и эффективной работы теплого пола.
На рисунке ниже показана типовая схема подключения водяного контура теплого пола в СО.
Важно! Если планируется врезка контура в систему центрального отопления, то следует предусмотреть смесительный узел для понижения температуры теплоносителя в контуре теплого пола.
Этапы выполнения монтажных работ включают в себя:
- Подготовка основания. На данном этапе следует внимательно отнестись к выравниванию основания пола. Если перепады от горизонта будут составлять более половины диаметра трубопровода, то в контуре возможно появление воздушных пробок.
- Гидроизоляция основания. На этом этапе можно использовать битумные рулонные материалы и мастики. Наиболее бюджетным материалом является полиэтиленовая пленка, толщиной не менее 100 микрон.
- Укладка теплоизоляции. Толщина слоя не должна быть больше 30 мм из-за высокого давления на стяжку. Существуют требования к плотности материала, которая не должна быть менее 35 кг/см2. Можно использовать специальную теплоизоляцию, на которой размещены специальные выступы, облегчающие монтаж трубопровода.
- Укладка демпферной ленты по периметру пола для компенсации теплового расширения стяжки при ее нагреве.
- Армирование металлической монтажной сеткой. На армирующий слой укладывается змеевик водяного контура. Для фиксации трубопровода используются обычные пластиковые стяжки.
На рисунке показаны две основные схемы укладки трубопровода: «змейкой» и «улиткой».
- Подключение к СО, запитка теплоносителем, опрессовка и гидравлические испытания с давлением 5 бар. Если система работоспособна и не наблюдается протечек, то следующий этап – заливка стяжки, толщиной 50-130 мм.
Важно! Следует знать, что время полного застывания цементно-песчаного раствора 28-30 дней, в зависимости от температуры и влажности в помещении.
Для того чтобы понять, как укладывать теплый пол в гараже, рекомендует посмотреть видео по теме:
Какие инструменты и материалы понадобятся
Конструкция теплого пола напоминает слоеный пирог. Для его сооружения потребуются:
- песчано-цементная смесь;
- арматурная сетка толщиной 8-10 миллиметров, с ячейками 15х15 сантиметров;
- трубы и котел или электрокабель и инфракрасная пленка;
- набор пластиковых хомутов и подпорок для фиксации отопления;
- гидро- и теплоизолятор (плотная пленка, рубероид, армированная фольга и другие подобные материалы);
- покрытие чистового пола: дерево, плитка, окрашивание.
Из инструментов необходимы: бетономешалка, уровень, маяки, правило и другой подручный инструмент. Желательно перед укладкой сделать чертеж разводки труб или проводов. Важно, чтобы машина не проезжала по местам укладки кабеля.