Что такое скользящая опалубка и в чем ее основные преимущества

Что такое скользящая опалубка и в чем ее основные преимущества
Содержание
  1. Конструкция
  2. Технология использования перемещаемой опалубки
  3. Преимущества передвижной оснастки
  4. Особенности щитовых элементов
  5. Разновидности и технические характеристики
  6. Подъем скопьзящей опапубки
  7. Применение в частном строительстве
  8. Расходы на усиление и оборудование
  9. Недостатки скользящей опалубки
  10. Самые известные примеры использования скользящей опалубки
  11. Плюсы и минусы скользящей опалубки
  12. Изготавливаем опалубку для колодца
  13. Устройство и использование скользящей опалубки ⋆ Смело строй!
  14. Технология возведения монолитных конструкций скользящей опалубкой
  15. Возведение стен
  16. Преимущества скользящей опалубки из строительной фанеры
  17. Бетонирование без швов своими руками
  18. Изготовление съемной опалубки под ленточный фундамент
  19. Технология изготовления щитов из дерева
  20. Монтажные работы
  21. Конструкция и принцип работы

Конструкция

Скользящая опалубка состоит из щитов, балок и домкратов. Вспомогательными, но важными элементами являются домкратные стержни, насосные станции, рабочие площадки для рабочих и домкратные рамы.

Технология использования перемещаемой опалубки

При монолитном строительстве к бетону предъявляются повышенные требования качества. Поскольку подвижная опалубка предполагает непрерывное заливание раствора, то главная задача — обеспечить равномерное застывание смеси в нижних слоях. При этом стоит помнить, что верхние слои должны оставаться жидкими. Поэтому технология заливки будет следующей — следующий слой бетонного раствора заливается и утрамбовывается до момента, когда нижний слой схватится. При монолитном строительстве посредством подвижной системы придерживаются ряда правил:

  • следующий слой должен быть по высоте идентичен предыдущему;
  • каждый слой подлежит утрамбовке;
  • бетонирование в скользящей опалубке выполняется постепенно. Заливаются слои высотой не менее 10 см, но не более 20 см, иначе технологичный процесс не будет выдержан;
  • слои складываются в ярусы величиной 60-80 см в каждом по 4-8 слоев;
  • амплитуда перемещения опалубочной системы должна быть равномерной, иначе ее прихватывания к жидкому бетону не избежать.

Что такое скользящая опалубка и в чем ее основные преимущества

Если возводится высотное здание, можно использовать прерывное заполнение бетоном скользящей опалубки — технология в этом случае предусматривает применение специальных добавок в раствор, которые замедляют застывание.

Преимущества передвижной оснастки

  •     Высокие темпы строительства и, как следствие, сокращение затрат на 15- 25%.
  •     Возможность менять характеристики опалубки непосредственно во время производства работ, благодаря чему можно создавать сложные по конфигурации конструкции. Это позволяет реализовывать самые разные, в том числе смелые, архитектурные проекты.

В основу классификации методов возведения зданий из монолитного железобетона положен способ выполнения несущих конструкций, так как другие части здания при различных методах возведения изготавливают обычным способом. Наиболее распространены следующие индустриальные методы возведения зданий из монолитного железобетона путем бетонирования:

I — горизонтальных и вертикальных конструкций с помощью неподвижной опалубки (крупнощитовой, объемной переставной);

II — вертикальных конструкций с применением подвижной (скользящей) опалубки, а горизонтальных — с применением неподвижной (крупнощитовой или объемной переставной) опалубки либо сборных железобетонных изделий;

III — горизонтальных конструкций в виде пакета плит перекрытий на уровне земли и последующего их подъема домкратами по сборным стальным или железобетонным колоннам на проектные отметки (метод подъема перекрытий, когда обустройство этажей осуществляется на проектных отметках).

IV — горизонтальных конструкций в виде пакета плит перекрытий и обустройство этажей на уровне земли с последующим подъемом готовых этажей на проектные отметки по сборным стальным или железобетонным колоннам (метод подъема этажей);

V — в скользящей опалубке ядер жесткости и выполнение остальных конструкций здания из сборных элементов;

VI — в скользящей опалубке ядер жесткости и подвеска к ним перекрытий (этажей) с помощью вант (здания висячей конструкции).

Строительство в объемной переставной опалубке может осуществляться путем извлечения ее после бетонирования вдоль поперечных осей здания, перемещения объемной опалубки вдоль здания (рис. 3.1, а) или применения вертикально извлекаемой опалубки, используемой для бетонирования только вертикальных конструкций здания (рис. 3.1,6).

Рис. 3.1. Возведение монолитного здания в объемной переставной опалубке путем ее перемещения

Строительство в крупнощитовой переставной опалубке осуществляют с помощью элементов, размеры которых соответствуют высоте помещений и расстоянию между несущими стенами. Опалубку стен и перекрытий монтируют раздельно. Щиты опалубки стен устанавливают в проектное положение и скрепляют между собой.

В крупнощитовой опалубке возводят, как правило, внутренние поперечные и продольные стены и перекрытия. Наружные продольные стены не бетонируют, чтобы не препятствовать извлечению щитов опалубки перекрытии, после бетонирования монолитных конструкций навешивают наружные стеновые панели. Возможно сочетание монолитных наружных и внутренних стен со сборными перекрытиями.

Одно из основных положительных свойств крупнощитовой и объемной опалубок — их неподвижность во время укладки и твердения бетона, что позволяет получать гладкие поверхности стен и потолков, а также создает условия для использования рельефной опалубки. При крупнощитовой и объемной опалубках образуются монолитные рамные узлы сопряжения несущих стен с перекрытиями, а также пространственные системы, обеспечивающие высокую жесткость и устойчивость сооружения. Крупнощитовая переставная опалубка позволяет строить многоэтажные здания как с компактным, так и с развитым планом, как малоэтажные, так и многоэтажные, целиком монолитные и с широким использованием сборных элементов.

Основной недостаток крупнощитовой опалубки — необходимость тщательной установки и выверки каждого щита. Объемная переставная опалубка исключает этот недостаток, но она более сложная и тяжелая, ограничивает архитектурно-планировочные решения.

Строительство в скользящей опалубке заключается в непрерывном совместном подъеме домкратами опалубки и подвесных подмостей. Для опалубки применяют щиты высотой 1,0 — 1,2 м.

Основное преимущество скользящей опалубки — непрерывность технологического процесса укладки бетона, что обеспечивает короткие сроки возведения сооружений. Чем выше здание, тем больше экономический эффект от применения такой опалубки. Скользящая опалубка позволяет бетонировать стены криволинейного или уступчатого очертания, а также сужающиеся или расширяющиеся.

Недостатки этого метода — сложность получения высококачественных фасадных поверхностей, высокая трещиноватость, трудность фиксации закладных элементов, невозможность бетонирования тонких конструкций и неизбежность применения других материалов и конструкций для устройства перегородок, что значительно снижает уровень механизации строительства и увеличивает его трудоемкость.

Специалисты прогнозируют использование в будущем скользящей опалубки для возведения точечных зданий большой этажности и бетонирования ядер жесткости в зданиях смешанной конструкции, а также для возведения специальных зданий и сооружений (элеваторов, водонапорных и телевизионных башен, дымовых труб и т.п.).

Строительство методом подъема перекрытий и этажей занимает особое место в монолитном домостроении. В СССР первое здание было построено этим методом в Ленинграде в 1960 г. Значительный вклад в развитие данного метода внесли армянские строители.

Суть возведения зданий и сооружений методом подъема перекрытий и этажей заключается в предварительном изготовлении на уровне земли пакета плит перекрытий и их последующем вертикальном перемещении по колоннам на проектные отметки. На верхней плите пакета устраивают кровлю, которую с помощью подъемного оборудования (домкратов) поднимают на заданную отметку и закрепляют. После этого на следующей плите пакета монтируют элементы этажа и поднимают этаж на нужную отметку. В той же последовательности собирают и возводят следующие этажи. Если при строительстве поднимают только плиты перекрытий, то все работы по обустройству этажей выполняют на проектных отметках (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Возведение четырехэтажного здания методом подъема перекрытий: а — выполнение фундаментов; б — установка колонн первого яруса; в — выполнение бетонной подготовки под пол первого этажа и бетонирование ядра жесткости; г — бетонирование пакета перекрытий; д — подъем кровельной плиты до уровня верха колонн первого яруса; е — подъем перекрытий четвертого этажа; ж — подъем перекрытий третьего этажа; з — подъем перекрытий второго этажа на проектную отметку; и — наращивание колонн второго яруса; к — подъем кровельной плиты на проектную отметку; л — подъем перекрытий четвертого этажа на проектную отметку; м — подъем перекрытий третьего этажа на проектную отметку

Бетонирование плит перекрытия производят на уровне земли с помощью деревометаллической бортовой опалубки по периметру плиты.

Для снижения массы плит перекрытия устраивают кессоны, для бетонирования которых желательно использовать специальные асбестоцементные короба с нижними ребрами, оставляемые в конструкции и исключающие необходимость последующей обработки поверхностей потолка. При возведении зданий методом подъема перекрытий обустройство этажей осуществляют на проектных отметках. При возведении зданий методом подъема этажей обустройство этажей производят на уровне земли.

Строительство методом бетонирования ядер жесткости в скользящей или неподвижной опалубке и выполнение остальных конструкций здания из сборных элементов в виде связевого каркаса рассматривается в гл. 2, посвященной крупнопанельным и каркасным зданиям. Следует отметить, что для возведения ядер жесткости можно воспользоваться методом скользящей или неподвижной опалубки. Так как в пределах ядер жесткости располагают обычно вертикальные коммуникации (лестницы, лифтовые и вентиляционные шахты, шахты прокладки инженерных сетей), не требующие междуэтажных перекрытий, процесс бетонирования ядер жесткости значительно облегчен.

Монолитные ядра жесткости воспринимают все действующие горизонтальные нагрузки. Их изготавливают из монолитного железобетона с армированием прокатными профилями или прутковой арматурой. Конструктивная схема здания с монолитными ядрами жесткости по сравнению со схемами, предусматривающими отдельно стоящие плоские стенки жесткости, выгоднее, так как уменьшается расход стали на 10-15 %, бетона — на 15-20 %.

В зависимости от протяженности здания монолитные ядра жесткости могут располагаться в средней части (в домах-башнях) или симметрично относительно центральных осей (в зданиях большой протяженности). Их можно бетонировать как в скользящей, так и переставной крупнощитовой опалубке.

Строительство методом бетонирования ядер жесткости в скользящей опалубке и подвески к ним перекрытий (этажей) с помощью вант (далее мы их будем называть зданиями висячей конструкции) предложено в конце 20-х гг. XX в., но затем было почти забыто. В последние годы оно вновь привлекло к себе внимание.

Здание висячей конструкции состоит из основной опорной конструкции, подвесок и подвесных перекрытий (рис. 3.3). К верхней части опорной конструкции непосредственно или с помощью промежуточных элементов прикреплены подвески, а к подвескам — перекрытия. Нагрузки от перекрытий передаются по подвескам вверх на опорную конструкцию и через нее на фундамент.

Рис. 3.3. Здания висячей конструкции:
а — пример конструктивной схемы (1 — ствол; 2 — двухконсольная балка; 3 — подвески; 4 — перекрытия; 5 — фундамент); б — план и разрез здания банка в Антверпене

Здания висячей конструкции можно разделить на следующие виды:
подвесные с одним стволом жесткой конструкции или с оттяжками (мачтовая конструкция);
со стоечно-балочной опорной системой; в общем виде эта система состоит из двух стволов, по которым уложены продольные (обычно двухконсольные) балки;
со стеновыми опорами; в этом случае опорами служат две продольные стены, по которым уложены поперечные балки, несущие подвески;
с рамной опорной системой; подвески в этой системе крепят или непосредственно к рамам (аркам), или к продольным ригелям.

Бетонирование стен с использованием подъемно-переставной конструкции проводится часто за счет имеющихся плюсов этой технологии:

  • повышается скорость работ, один этаж удается возвести в три раза быстрее, чем при обычных строительных работах;
  • технология позволяет строить дома с необычными архитектурными решениями и оригинальным дизайном;
  • снижаются затраты на строительство на 15%;
  • посредством использования специальных добавок удается контролировать и менять на свое усмотрение процесс затвердевания бетона;
  • использование литого пластичного бетона не требует уплотнения смеси, что удешевляет и ускоряет процесс возведения дома своими руками.


В идеале заливать сразу весь бетон непрерывно

  • бетонирование проводится беспрерывно, либо с использованием специальных добавок;
  • необходимость в регулярной доставке бетона, строго по графику;
  • беспрерывная укладка арматуры;
  • большой вес конструкции, требующий подключения мощного домкрата;
  • нельзя эксплуатировать наклонную опалубку, она должна передвигаться строго в вертикальном положении;
  • нельзя создавать большие проемы в стенах;
  • трудности с созданием арматурных каркасов;
  • бетонирование проводят бетонщики с квалификацией;
  • если допускаются ошибки при работе с подъемно-переставной опалубкой, на их исправление потребуются большие финансовые затраты;
  • заливка перекрытий относится к трудоемким работам;
  • технология строительства в зимних условиях повышает стоимость работ;
  • строгое соблюдение технологических процессов.

Особенности щитовых элементов

Конструктивное решение скользящей обшивки – одновременное перемещение всех элементов конструкции на равное расстояние. Эта особенность требует применения соответствующих материалов:

  • внутренняя плоскость щитовых опалубочных панелей выполняется из деревянной клепки, листовой стали или влагостойкой фанеры;
  • настил палубы и подвесных подмостей собирают из древесины.
  • домкратные стержни и рамы выполняют из металла, с расчетом запаса прочности при суммарной несущей нагрузке.

Для наращивания домкратных стержней и соединения рам используют резьбовое соединение.

Разновидности и технические характеристики

Современное строительство предлагает использовать опалубку двух разновидностей:

  • Крупнощитовая
  • Мелкощитовая

Основным отличием является то, что мелкощитовая опалубка весит меньше, поэтому ее применение для возведения зданий и сооружений крупных и мелких габаритов, не предполагает использование спецтехники. Именно поэтому мелкощитовая скользящая опалубка может быть собрана своими руками, что позволит использовать ее при возведении домов.

В случае с крупнощитовой опалубкой, спецтехника должна использоваться обязательно, из-за большого веса каждого отдельного щита. Спецтехника применяется не только для перемещения опалубки, но и с целью распределения бетона, его трамбовки, а также для передачи бетона на высоту.

Конструкция щитов предполагает работу не только с прямыми стенами, но и с вогнутыми (в случае с башнями, трубами). К основным преимуществам использования опалубки можно отнести уменьшение трудозатрат на строительный процесс, сокращение сроков, уменьшение затрат денежных средств на работу. Демонтаж не занимает много времени, что одинаково характерно для крупных и мелких щитовых разновидностей. Повышается скорость работы с использованием скользящей опалубки.

Подъем скопьзящей опапубки

В период подъема опалубки необходимо, строго контролировать проектное положение и горизонтальность рабочего пола, так как отклонение от горизонтали рабочего пола приводит к отклонениям возводимого сооружения от вертикали, перераспределению нагрузок на домкраты и их стержни, а также срывам бетона.

Горизонтальность опалубки контролируют по контрольным рейкам, установленным на домкрате, и рискам, нанесенным на дом-кратном стержне. Правильность положения рисок на домкратных стержнях проверяют ежедневно нивелиром.

По мере подъема контрольных реек риски переносят по домкратному стержню при помощи рейки или специального шаблона.

Выравнивание горизонтальности при подъеме домкратами с полуавтоматическими регуляторами происходит автоматически. Домкраты, работающие с опережением, по достижении упоров, установленных на одном горизонте, совершают «шаг на месте», в то время как остальные домкраты продолжают подъем до заданного уровня. Перестановка упоров при пользовании домкратами ОГД-64 с регуляторами горизонтальности АРГ-64У происходит автоматически по команде с насосной станции.

Систематическое отставание группы домкратов от остальных может привести к изгибу домкратных стержней, срывам бетона и необратимому выходу опалубки из проектного положения. Поэтому необходимо постоянно контролировать равномерность нагрузки на все домкраты и устранять причины перегрузок. При значительных перекосах иногда требуется ставить дополнительные домкраты. Перегрузка их возможна при неравномерном распределении временных грузов (арматуры, установке в одном месте бадей с бетонной смесью и т. д.). Возможны местное заклинивание опалубки, зацепление подмостей или арматуры, неравномерная укладка бетонной смеси, деформации опалубки, появление обратной конусности, проскальзывание зажимов домкратов, искривление домкратных стержней и т. д.

При отклонении стен сооружения от вертикали отключают часть домкратов со стороны, противоположной той, в которую отклонилось сооружение, и поднимают домкраты, установленные на противоположной стороне. Дальнейший подъем опалубки ведут при наклонном положении рабочего пола. При выравнивании стен сооружения рабочий пол постепенно приводят в горизонтальное положение. При незначительных изгибах домкратного стержня его усиливают приваркой с помощью накладок дополнительного стержня. При этом домкрат, опирающийся на изогнутый стержень, отключается на 2—3 цикла. При большом изгибе стержня и уложенного бетона изогнутую часть стержня срезают, новый стержень приваривают. В случае изгиба стержня в теле бетона уложенный бетон удаляют, стержень срезают выше места изгиба и вытаскивают вверх. Оставшуюся верхнюю часть его осаживают и опирают на подкладку, отверстие в стене заделывают бетоном в переставной опалубке. Изогнутую защитную трубку также заменяют.

Чтобы уменьшить усилия подъема опалубки, для изготовления ее применяют материалы с небольшой адгезией к бетону, специальные ленты и прокладки. Трение стенок опалубки по бетонной смеси можно снизить пропусканием через бетон постоянного тока. Для этого токопроводящую облицовку опалубки подключают к отрицательному полюсу, положительным же полюсом служит арматура или специальный электрод, установленный в теле бетона.

Отсечение части опалубки. При возведении ступенчатых сооружений на определенной отметке приходится отсекать часть опалубки. Для ускорения этой операции опалубку в месте отсечения изготовляют с разрезанным рабочим полом, части которого соединяют на съемных прокладках. Домкратные рамы и подвески подмостей должны быть независимы в отсеваемых частях и находиться с двух сторон отсечения, а стыки щитов — в непосредственной близости от места отсечения.

Бетонирование прекращают, когда рабочий пол находится на 30—50 см ниже горизонта отсечения. По достижении смесью отметки отсечения удаляют соединения отсекаемых частей. После отсечения внутренние подмости становятся наружными, в отсеченных частях щитов устанавливают заглушки, ограждения козырька переставляют на часть опалубки, продолжающую подъем. Примерные укрупненные показатели затрат при бетонировании в скользящей опалубке приведены в табл. 11-3.

Рис. 11-9. Щит опалубки для подачи отделочного слоя
Рис. 11-9. Щит опалубки для подачи отделочного слоя С наружных подмрстей исправляют такие небольшие дефекты как срывы бетона, непровибрированные участки, сквозные отверстия и др.

При сухих ветрах и высокой температуре наружного воздуха бетон поливают водой и укрывают его фартуками.

Для одновременного нанесения штукатурного раствора при бетонировании можно применять опалубку, состоящую из двух взаимно,смещенных поверхностей, когда нижняя поверхность опалубки смещена относительно верхней, формующей, на величину наносимого фактурного слоя. Для подачи раствора применяют коллекторы, устраиваемые в нижней части формующего щита (рис. 11-9).

Применение в частном строительстве

Основное назначение связано с возведением высоких зданий или монолитных построек с минимальным числом проемов: дымовых труб, силосов, водонапорных или телевизионных башен. Таким образом, установка скользящей металлической опалубки с автоматическими домкратами больше подходит для промышленного строительства, а не частного. Но система быстро настраивается на любую задачу, вплоть до восстанавливающих работ. Допускается использование скользящей опалубочной конструкции для ремонта стен колодцев.

В индивидуальном строительстве популярнее сам метод, то есть подъем щитов опалубки вертикально вручную. Это позволяет провести бесшовную заливку колодцев и других резервуаров, монолитных стен от фундамента. При этом, во всех без исключения конструкциях внутри размещается надежный армирующий каркас, усиливающий прочность и надежность постройки. В домашних условиях труднее выполнять непрерывное бетонирование, залитый участок находится между щитами более 1 дня (до допустимого нормами состояния затвердевания).

Инструкция по монтажу опалубки для колодца

Этот метод рекомендуется использовать при бетонировании колодца, работы проводят в сезон спада грунтовых вод: с августа по октябрь. Все необходимые материалы, инструменты и участок для размещения выкопанной почвы подготавливаются заранее. Рекомендуемая схема колодца включает:

  • Бетонный нож — более широкое бетонное кольцо, заостренное изнутри.
  • Стены (не всегда круглые).
  • Донный фильтр — подушку из щебня и песка.
  • Участок для размещения насоса (необязательно).
  • Подземную гидроизолирующую отмостку из рубероида или пленки.

Для изготовления скользящей опалубки потребуются щиты из стали, толщиной не менее 2 мм, для каркаса и остальных деталей подходит дерево. По сути, это одноразовая конструкция, нужные размеры и форма достигаются соединением листов винтами или гайками. Крепежные элементы не должны попадать в бетонный раствор, они выводятся наружу.

Рекомендуемый внутренний диаметр скользящей опалубки для колодца составляет 80 см, внешний — 100, высота стен — 50–60. На заданной высоте листы фиксируются металлическими полосами, между ними устанавливаются деревянные бруски одинаковой длины (по ширине стен). При малом поступлении воды в схему вносятся изменения: нижний участок делается с прорезями, в которые впоследствии установятся фильтры.

Работы проводятся поэтапно:

  • Копание ямы.
  • Изготовление и размещение скользящей опалубки.
  • Заливка бетонного ножа, верхний край которого должен быть строго горизонтален.
  • Бетонирование колец с обязательным армированием.
  • Засыпка грунта (допускается закапывание незавершенного до конца колодца).

Монтаж и заливку бетоном легко провести самостоятельно, для удобства работ рекомендуется воспользоваться стремянкой. Для изготовления бетонного скошенного основания в опалубку помещают срезанные доски. Армирующие прутья или проволока размещаются по вертикали и горизонтали, наподобие плетеного каркаса. Бетон выбирается самой высокой прочности, обязательно проверяется инструкция к цементу (рекомендуемая марка — не ниже М500). Более простым вариантом является скользящая опалубка квадратной формы, к примеру — 100×100 см, при таком исполнении легче выполнять армирование.

Что говорят мастера?

Советы и рекомендации:

1. При проведении работ в домашних условиях следует найти замену строительному вибратору, для трамбовки раствора идеален запаянный кусок железной трубы подходящего диаметра.

2. Внутреннее армирование является обязательным нюансом технологии, оптимальный эффект достигается при использовании рифленых стальных прутьев. Горизонтальное усиление колодцев проволокой проводят через каждые 30 см. Внутренний каркас берегут от коррозии: прутья не должны располагаться близко к поверхности (от 15 мм и глубже, в идеале — в середине стены).

Использование скользящей опалубки позволяет быстро залить монолитную ж/б конструкцию с хорошими эксплуатационными характеристиками, максимальный эффект достигается при бетонировании построек без проемов и выступов. Эта технология ценится за отсутствие швов, возможность заливки сложных архитектурных форм, сокращение сроков ведения работ, денежных и трудовых затрат. Основная сфера включает промышленное и гражданское строительство, но ряд приемов подходит и для индивидуальных застройщиков, простейшие варианты несложно сделать своими руками.

Расходы на усиление и оборудование

Для щитов, поднимаемых с помощью домкратов, понадобится дополнительное усиление для компенсации воздействия на них при подъёме. Это уже приведёт к увеличению затрат на материалы и работы по изготовлению в 1,5 — 2 раза.

Если добавить стоимость домкратов, домкратных рам и стержней и цену работы по их изготовлению, то стоимость опалубочных конструкций возрастёт ещё, как минимум, вдвое.

Сюда можно отнести:

  1. наличие необходимого количества рабочих должного профессионального уровня;
  2. обеспечение непрерывности цикла бетонных работ.

Невыполнение одного из этих условий снизит эффективность применения технологии скольжения щитов до минимума.

Недостатки скользящей опалубки

  •     Высокие требования к квалификации персонала.
  •     Повышение стоимости работ в зимний период. Впрочем, это недостаток монолитного строительства в целом. Требовательность бетона к условиям его созревания предполагает использование вспомогательных средств. Таких как специальные присадки или трансформаторы для подогрева. С другой стороны, их использование позволяет вести бетонные работы круглогодично и не терять деньги из-за простоя.

Самые известные примеры использования скользящей опалубки

Несмотря на некоторые упомянутые нами недостатки, в целом, технологии монолитного строительства вообще и использование скользящей опалубки в частности относятся к одному из самых прогрессивных и передовых методов, который широко распространен в мире.

Одним из самых впечатляющих примеров использования передвижной опалубки является, например, сооружение норвежской нефтедобывающей платформы. Там периметр стен и диафрагм был равен двум километрам (суммарно)! Для передвижения щитов строители использовали тысячу гидравлических домкратов!

Впрочем, внушительные объемы одновременного строительства далеко не единственное преимущество описываемой технологии. В числе прочих следует назвать и возможность сооружать конструкции под наклоном. Именно так с помощью скользящей опалубки было построено, к примеру, здание солнечных часов в Диснейленде во Флориде. Особенностью этой постройки является именно наклон стен –  от 11 до 5 градусов. Не меньше впечатляет и другой пример – выставочный павильона ЭКСПО-92 (г. Севилья). Там угол наклона стен уже 15 градусов. Стоит ли упоминать, что и этого удалось добиться благодаря использованию описываемой оснастки?

Плюсы и минусы скользящей опалубки

Среди преимуществ такой конструкции:

  • высокий темп работы;
  • расходы на строительство сокращаются на 15-20%;
  • возможность возведения сложных конструкций с разной геометрией.

При этом такие каркасы обладают массой недостатков (для частного строительства):

  • внутри опалубки сложно устанавливать армирующие каркасы;
  • заливка перекрытий становится более трудоемкой;
  • так как заливка бетонной смеси и подъем каркаса должны осуществляться непрерывно, потребуется целая строительная бригада;
  • при заливке бетона в зимнее время потребуются дополнительные расходы на прогрев раствора;
  • при несоблюдении технологического процесса установки конструкции, эффективность использования скользящей опалубки сильно снижается;
  • для конструкции этого типа необходимо использовать бетон наивысшего качества и пластифицирующие добавки;
  • опалубка должна подниматься строго вертикально;
  • в случае ошибки, стоимость устранения дефектов будет очень высокой.

Если же вы планируете построить на загородном участке колодец, то скользящий каркас вполне можно использовать. Рассмотрим подробнее, как возвести опалубку в этом случае.

Изготавливаем опалубку для колодца

Каркас для колодца можно изготовить самостоятельно или взять в аренду готовую форму.

Скользящая опалубка своими руками изготавливается из полуколец по следующей схеме.

Схема опалубки

При необходимости внутреннее кольцо можно сделать меньше на 10 см и тогда земельные работы уменьшатся на 20%.

Для подобной конструкции лучше брать металлические листы толщиной 1-1,5 мм, если использовать более тонкий материал (например, 0,8 мм), то опалубка будет не достаточно прочной. В свою очередь, слишком толстые листы (более 1,5 мм) значительно утяжелят конструкцию.

Полезно! Крепежные элементы не должны быть внутри, иначе они будут «цеплять» бетонный раствор. Лучше вывести все крепежи наружу.

Чтобы листы полукруга не смещались в процессе высвобождения опалубки, между ними необходимо установить бруски, толщиной порядка 20 мм. Также потребуется подготовить:

  • 12 «дистанционных» брусков длиной около 9,5 см (они буду располагаться между внешней и внутренней стенками конструкции).
  • 2 крестовины (как на рисунке ниже), с помощью которых вы сможете придать опалубке правильную цилиндрическую форму. Для изготовления крестовины достаточно соединить две доски крестом и скрепить их болтом.

В результате у вас должна получиться такая конструкция.

Схема готовой опалубки для колодца

Устройство и использование скользящей опалубки ⋆ Смело строй!

Скользящая опалубка для стен своими руками
Сегодня современное строительство невозможно представить без монолитных железобетонных конструкций. Передвижные конструкции – это универсальный строительный комплекс, обеспечивающий непрерывное возведение вертикальных монолитных железобетонных конструкций.

Ограждающие конструкции такого типа получили своё распространение на строительстве зданий и сооружений в сейсмически опасных районах. «Отлитые» в скользящей опалубке стены соединяют все части здания в единый жёсткий корпус, который выдерживает колебания земли при землетрясениях.

Передвижная опалубка используется при строительстве крупных объектов

Скользящая опалубочная система представляет собой сложный технический комплекс, предназначенный для бетонирования стен многоуровневых зданий и сооружений.

Скользящая опалубка – это пара параллельных между собой вертикальных плоскостей. Другие вертикальные плоскости закрывают торцы стены или формируют углы. Скользящая опалубка, обеспечивающая высокую скорость бетонирования вертикальных конструкций, незаменима при строительстве:

  • Крупных гидротехнических сооружений;
  • Высотных домов;
  • Труб крупных промышленных предприятий.

Плоскости в основном изготавливают из металлических щитов с внешней обрешёткой рёбер жёсткости. Щиты изготавливают высотой 1 м и 1,2 м.

Популярна скользящая опалубка для стен из строительной фанеры. Структура поверхности фанеры исключает прилипание к ней застывающего бетона. Существуют щиты из полимерных материалов. В комплект монтажной системы входят рамы с гидравлическими подъёмниками, специальный такелаж, подмости и прочее оборудование.

Технология возведения монолитных конструкций скользящей опалубкой

Передвижные конструкции с успехом используют при возведении глубокозаглублённых ленточных фундаментов. На подстилающем слое делают бетонную подготовку, затем на ней воздвигают арматурный каркас, вокруг которого устанавливают конструкции скользящей опалубки.

Технология возведения фундаментных стен ленточного монолита такая же, как и при строительстве несущих стен здания. После монтажа конструкций опалубки вокруг арматурного каркаса производят заливку бетонной смеси. Все слои бетона толщиной 200-300 мм уплотняют электрическими вибраторами.

После того, как бетон наберёт начальную несущую способность, щиты приводятся в движение по вертикали гидравлическими подъёмниками.

В фундаменте закрепляют вертикальные направляющие в виде металлических стержней. По этим направляющим передвигают опалубочные щиты. При возведении стен первоначальная высота стержней составляет 6 метров. При строительстве дома большей высоты стержни наращивают.

Посмотрите видео, как используется данный вид опалубки при заливке монолитных конструкций.

Возведение стен

После установки армированного каркаса производят послойное бетонирование опалубки. Заливают скользящую опалубку по всему периметру здания одновременно. Когда бетон приобретёт первоначальную степень прочности, ограждающие конструкции перемещают вверх со скоростью 2,5-3 см каждые 10 минут.

Работы по бетонированию стен ведутся непрерывно. Во время беспрерывного подъёма щитов производят армирование, устанавливают опалубочные внутренние элементы для оконных и дверных проёмов. В течение суток при нормальной работе опалубочной системы, стены возводят на высоту трёх и более метров.

Бетонирование скользящей опалубкой осуществляют только в беспрерывном режиме. В случае нарушения ритма бетонирования, структура монолита не достигнет проектной несущей способности.

Преимущества скользящей опалубки из строительной фанеры

Строительная фанера имеет ламинированную поверхность (покрытие делают из полимерных материалов). Благодаря этому свойству, опалубка практически не прилипает к бетону. Поэтому отпадает потребность в смазке поверхностей маслянистыми составами, как это делается при использовании металлических щитов.

Для крепления частей фанерной опалубки используют саморезы. Рёбра жёсткости из деревянного бруса крепят к внешней стороне фанерных щитов гвоздями или саморезами. Их шляпки располагают на внутренней поверхности опалубки.

Бетонирование без швов своими руками

бетонирование в скользящей опалубке
Новый ярус стен начинают формировать только по завершении строительства предыдущего по всему периметру стены

Чтобы вся процедура прошла без сбоев, необходимо выполнять некоторые правила:

  1. Бетонный раствор должен быть высокого качества, причем отвечать всем требованиям скорости схватывания, пластичности;
  2. Чтобы сформировать каркас, необходимо уложить арматуру, затем в опалубку неподвижного типа заливается несколько слоев бетонной смеси толщиной 200-300 мм;
  3. Слой нужно уплотнить вибратором;
  4. Новый ярус стен начинают формировать только по завершении строительства предыдущего по всему периметру стены;
  5. Как только кусок бетонируемой стены наберет свою начальную прочность, скользящая опалубка приводится в движение по технологии: шаг подъема равен 2,5 см.

Важно! Процесс работ должен вестись непрерывно. Не допускается остановка из-за отсутствия раствора и прочих моментов. Армирование, монтаж закладных (для проемов), заливка, уплотнение проводятся без остановки механизмов подъема. Только в этом случае достигается необходимый рост стен в 4-6 см за сутки.

Возводя здания по подобной технологии, необходимо помнить, что метод целесообразен в том случае, если строение не ниже 25 метров в высоту. При прочих высотах строительство с применением скользящей опалубки  обходится слишком затратно.

Изготовление съемной опалубки под ленточный фундамент

Вариантов сооружения подобных конструкций достаточно много и выбор наиболее подходящего зависит от ситуации и предпочтений специалистов. Рассмотрим, как делается опалубка для ленточного фундамента с использованием деревянных щитов и бруса.

Технология изготовления щитов из дерева

Толщина доски подбирается в зависимости от ширины ленты и высоты конструкции. При ширине до 300 мм и высоте до 1м можно использовать доску 25-30 мм. Длина щитов также зависит от габаритов ограждения и геометрии сооружения. Учитывая стандартную длину доски (4,5 – 6 м), оптимальной можно считать длину щита 2 – 2,5 м.

При изготовлении в качестве крепежа лучше использовать гвозди. Это значительно облегчит демонтаж, сэкономит средства и ускорит процесс.

Для щитов высотой до 1 метра сборка представляет следующую последовательность действий:

  • Нужно заготовить доски для набора одного щита, например, 10 досок длиной 2 м, шириной 100 мм;
  • Для обеспечения жесткости и связки досок можно использовать брус сечением 50*50, – на один щит 4 шт.;
  • Доска прибивается гвоздями к брусу, который располагается через равные промежутки, при этом по краям торцов должно быть расстояние около 200 мм (чтобы связать щиты между собой при монтаже). Следует сделать бруски несколько длиннее, для того, чтобы их можно было вбивать в землю, если подобное предусмотрено конструкцией.
  • Для высоких сооружений с шириной ленты 400 мм и больше надо использовать доску толщиной 40 – 50 мм, брус для каркаса – минимум 100*50 мм.

Монтажные работы

Предварительно необходимо сделать разметку. После этого щиты располагаются по ходу ленты фундамента. Снаружи ленты фиксируются раскосами, изнутри устанавливают упоры или шпильки. Во время работ нужно контролировать уровень во всех плоскостях и геометрическую точность конструкции.

Конструкция и принцип работы

Конструктивно скользящая опалубка состоит из следующих элементов:

  • Два ряда ограждающих щитов: внутренний и внешний, одинаковых по своему размеру. Создают форму, в которую и происходит заливка бетонного раствора.
  • Балки, закреплённые как на внутренних, так и на наружных щитах, служат для придания дополнительной прочности и жёсткости конструкции.
  • Домкратные рамы опоясывают всю щитовую конструкцию по периметру в верхней её части. Служат для установки домкратов, соединённых с домкратными стержнями.
  • Домкратные стержни представляют собой металлические трубы длиной до 6 и более метров при диаметре в 25 — 28 мм каждая. Служат для соединения домкрата непосредственно со стеной здания, служащей внешней опорой при подъёме конструкции. При необходимости стержни могут наращиваться резьбовым или замковым способом по аналогии со штангами буровых установок.
  • Подмости и рабочий настил. Подмости подвешиваются к домкратным рамам с внешней и внутренней стороны, а рабочий настил устанавливается поверх балок и рам. Служат для размещения рабочих при заливке бетона, армировании, произведении пусконаладочных работ и т.д.

Щиты, скреплённые балками и оборудованные подмостями
Щиты, скреплённые балками и оборудованные подмостями

В зависимости от своего размера скользящая опалубка может быть крупно- или мелкощитовой. Наиболее универсальным является мелкощитовой вариант — он более удобен при работе и может легко настраиваться для заливки зданий иных размеров. Крупнощитовые конструкции целесообразно применять при строительстве зданий в промышленных масштабах, когда нужна одновременная заливка больших объёмов бетона.

Перемещение опалубки производится при помощи домкратного оборудования, мощность которого напрямую зависит от размеров и массы конструкции. От этих же показателей также зависит количество и толщина домкратных стержней. Обычное расстояние между ними составляет от 2 до 4 м.

Домкратные стержни в нижней своей части опираются на арматуру, выпущенную из фундаментного основания, и фиксируется к ней посредством электросварки. Домкраты, размещаемые на домкратной раме, и соединяемые с опорными стержнями, могут быть гидравлическими, электрическими или ручными.

При подъёме щитов все домкраты должны работать синхронно, чтобы не допустить перекосов и деформации конструкции. Для этого все они подключаются к единой распределительно-питающей станции – насосной или электрической, которая обычно размещается непосредственно на настиле, либо на земле. При использовании ручных домкратов подъём выполняется в одном режиме по единой команде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дачная жизнь
Adblock
detector